Часы полет 17 камней все модели: Каталог часов «Полет» СССР, цены

Часовой калибр (механизм) «Полёт 17 камней». Профилактика. По просьбе Коллег по сайту.

Вместо эпиграфа:

«… теперь еще бы и полет для полного счастья… «
Firestarterv

О часах марки «Полёт» можно рассказывать бесконечно. Именно эти часы известны наручным будильником «Сигнал» (2612) и механическим хронографом «Штурманские» (3133). Надеюсь, к обзорам этих знаменитых часов мы еще придём. Однако, Полёт выпускал и более простые, но надёжные часы, что называется «на каждый день». Один из таких механизмов я и покажу сейчас в качестве примера для сравнения с другими трёхстрелочниками аналогичной ниши. Речь пойдёт не о часах, речь о механизме — основе часов. Рассказ будет небольшим, поскольку целью ставит перед собой не ремонт и восстановление, а просто ознакомление с устройством калибра «Полет 17 камней». Разберём, соберём, посмотрим, что там да как, на что похож, и коротко подытожим различия и сходства с аналогами, а заодно создадим нечто вроде инструкции по профилактике механизма своими руками. Годится? Тогда отправляемся в «Полет»!


Итак, перед нами часовой механизм Полёт 2609, 17 камней. Этот механизм служит у меня «донором» для ремонта. Его баланс уже отправился на службу в другие часы, но остальное вполне может служить отличным наглядным пособием и учебным материалом для ознакомления с системой «Полёт». Кроме всего прочего, именно эти часы были выпущены в ознаменование значительной даты в истории СССР — Олимпийских игр 1980-го года, проходивших в Москве.


Обратная сторона «медали», калибра, то бишь. Здесь колеса заводной системы — коронное и барабана, мост ангренажа. Как видим по числу камней в мосте, мост удерживает три колеса.


Чтобы заглянуть под циферблат, нам понадобится отпустить вот эти винты на торце платины, которые крепят ножки циферблата.


Готовим инструмент и приступаем к делу.


Вот и готово. Так. Что же прежде всего бросается в глаза? Это, наверно, универсальность платины. На медленной стороне выполнены все необходимые выборки для установки деталей календаря. То есть, система сразу же задумана «на вырост». Кроме того, переводные и вексельное колёса заботливо накрыты фигурной крышкой во избежание рассыпания системы. Отлично!


Давайте снимем часовое колесо с шайбой и крышку колёс. Под крышкой два переводных колеса и вексельное колесо. Минутный триб выполнен по классической схеме — на прикусе. Собственно, для механизма без календаря это не так уж и важно. Да и для механизма с календарём допустимо, при условии, что календарь имеет независимые механизмы установки даты.


Разбираем колесную систему.


Снимаем минутный триб, поддев его пинцетом с изогнутыми губками.


А теперь возьмёмся за ремонтуар.

И тут мы сталкиваемся с первой неожиданностью — у ремонтуара механизма «Полет 2609 17 камней» не одна, а две пружинные крышки, выполняющие каждая свою функцию. Одна, самая верхняя, это пружина, удерживающая в натяжении промежуточный рычаг, тот самый, нажатие на кнопку которого поднимает промежуточный рычаг и освобождает переводной вал. А вторая, нижняя, это фиксатор промежуточного рычага, который удерживает рычаг в положении «заведение пружины/перевод стрелок». Вот такая особенность.


Снимаем две эти детали…


… и тут же оказываемся перед неожиданностью номер два — в конструкции механизма нет классической R-образной пружины переводного рычага. Вместо нее применена пружина без такого изгиба. Эта пружина крепится в специальном пазу платины. Да, такая конструкция требует дополнительных фрезеровочных работ, но это, похоже, не остановило конструкторов калибра.


Вот тут, кстати, находится кнопка разъединителя.


А вот пружина в пазу. Сейчас её снимем. Она легко вынимается из паза, но держится там надёжно и не улетает при демонтаже, как в других механизмах. Наверно, в этом и кроется причина подобной конструкции.


Это детали переводной системы.


Это — комплектующие ремонтуара. Как видим, в этом калибре ремонтуар оригинальной конструкции.


Поглядим, как устроена колесная система? Разумеется, иначе зачем же мы это всё затеяли!

Что до баланса, то здесь он ничем не выделяется. Самый обычный противоударный стандартный баланс. Такой же, как у Востока, Ракеты и прочих.


Разбираем узел анкерной вилки. Вилка ничем не выделяется, а вот мост кольцевой, устанавливается на трёх направляющих и крепится двумя винтами. Надёжная и стабильная конструкция.


Демонтируем мост ангренажа. Мост перекидной — с одной на другую сторону платины, такой же как в Ракете 2609.НА. Надёжный мост. Крепится к платине тремя винтами. Да, обратите внимание на то, как поставлены камни в мост. Вокруг камней в месте запрессовки кольцевая выемка. При такой конструкции маслу придётся уж очень постараться, чтобы выползти из маслёнки. Точнее, оно может даже не стараться тратить силы понапрасну, не выйдет. И механизм надолго будет оставаться чистым.


Так мост ангренажа выглядит с обратной стороны. Кстати, обратите внимание на головки крепёжных винтов. Видите, какие они мощные и высокие?


А вот и колесная система. Установлена весьма компактно.


А вот чтобы снять секундное колесо, придётся сначала убрать колесо барабана.


И вот перед нами три колеса ангренажа — анкерное, промежуточное и секундное. Рядом — заводное колесо барабана.


Будем помалу добираться до центрального колеса. Для начала демонтируем мост барабана и коронное колесо.


Вот так.


Теперь снимаем сам барабан, мост центрального колеса и само центральное колесо.


Механизм разобран.


Что же, давайте теперь весь этот набор деталей снова превратим в прекрасный часовой механизм. Начинаем сборку, как и в подавляющем большинстве случаев, с ремонтуара. Устанавливаем на заводной вал заводной триб и кулачковую муфту.


Устанавливаем промежуточный рычаг.


Вот она, пружина переводного рычага.


Устанавливаем на место переводной рычаг и пружину переводного рычага.


Устанавливаем и закрепляем крышки-пружины. Но перед тем, как собрать переводную систему, в первую очередь нужно установить минутное (центральное) колесо и минутный триб. Почему? Если минутный триб устанавливать после установки вексельного колеса, а здесь триб, как мы знаем, требует усилия для установки его на прикус, можно легко повредить вексельное колесо.


Поэтому переворачиваем платину, устанавливаем на место центральное колесо…


… и накрываем его мостом. Закрепляем мост двумя винтами. Мост центрального колеса не перекидной, как, например, в Ракете 26хх.НА. Крепится на одну сторону. Но это компенсируется изрядной толщиной самого моста и направляющими.


Вот теперь у нас появился футор центрального колеса с медленной стороны.


Кладём калибр на твёрдую поверхность так, чтобы камень моста центрального колеса упирался в нее, и надеваем на футор минутный триб, приложив необходимое для этого усилие.


Вот теперь можно смонтировать переводной механизм…


… и накрыть его крышкой.


Теперь установим барабан.


Мост барабана.


И установим колеса ангренажа.


Мост лёг довольно легко, только слегка пришлось пошевелить колеса для попадания цапф в отверстия камней.


Устанавливаем коронное и заводное колесо. Помните, что коронное колесо крепится винтом с левой резьбой? Если забыли, три шлица на головке винта напомнят нам об этом.


Собираем узел анкерной вилки. Тут нет особенностей. Главное, чётко попасть цапфами в отверстия камней и не применять усилия при установке моста анкерной вилки.


Ну вот и всё, пожалуй. Далее — циферблат и корпус. Но это — не в этот раз. В этот раз мы просто познакомились с замечательным механизмом «Полет 2609 17 камней» и создали небольшую инструкцию по профилактике этого калибра своими руками.

Итак, краткие выводы.

Как видим, у механизма есть ряд особенностей. Уникальный ремонтуар. Универсальная платина. Детали выполнены на высоком технологическом уровне. Механизм по компоновке в значительной степени напоминает механизм Ракета 2609.НА и… Ch3650 — «стандартный китайский часовой механизм».
Однако, по сравнению с Ракетой, в этом механизме, как вы наверняка заметили, отсутствуют не то что камни для коре барабана, а нет даже твердосплавных вставок в этих местах. Нет противоударных бушонов на анкерном колесе, как в Ракете. Но, я думаю, при надлежащем уходе и профилактике механизм будет столь же надёжен, как и его «братья по классу».

Весь модельный ряд часов Штурманские

20.12.2021


Сегодняшняя коллекция «Штурманских» – это продолжение лучших традиций эпохи взлёта советского часового дела, объединенных с современными технологиями. Теперь часы космонавтов, полярников и моряков доступны всем ценителям живой истории, воплощенной в функциональном дизайне.



Начало истории 


Современный бренд «Штурманские» является наследником достижений 1-го Московского часового завода (1 МЧЗ). Поэтому, чтобы оценить настоящее и будущее «Штурманских», стоит окунуться в прошлое этого флагмана советской часовой индустрии.


1-й Государственный часовой завод был образован в 1930 году. Об истории его развития мы расскажем в другой статье, а сейчас сразу перенесемся во вторую половину 1940-х, когда он уже был переименован в 1 МЧЗ и впереди у него были очень интересные времена…


После Великой отечественной войны советские власти поставили перед страной амбициозные цели мирового масштаба: окончательное покорение воздушного пространства и океана, Северного и Южного полюсов, освоение далёких, но таких заманчивых просторов космоса. 


Первопроходцы новых стихий, за которыми следили миллионы глаз по всей планете, нуждались в высококлассной экипировке, одним из элементов которой являлись наручные часы, надёжные и подходящие для самых экстремальных условий. 


Для решения этой задачи буквально за 10-20 лет был совершен отдельный технологический прорыв – созданы серии часов, которые могли выдержать самые высокие нагрузки и всегда показывали точное время.  


Пройдемся по основным вехам этого пути и посмотрим, что лучшее из него было бережно сохранено и реализовано в сегодняшней коллекции…


Первой легендарной послевоенной моделью 1 МЧЗ явились часы «Штурманские». Именно они заложили основу репутации завода как поставщика часовых изделий по специальному госзаказу.


Эти часы предназначались для пилотов и штурманов и должны были безупречно работать в условиях перегрузок, перепадов давления и температур. В свободной продаже их не было: часы проходили госприемку и выдавались выпускникам летных училищ, летному составу авиационных частей.


Первые «Штурманские» были выпущены в 1949 году (так называемый тип I) на оригинальном механизме с 15 камнями, прототипом которого являлся К-26 часов «Победа». Они были оснащены ручным заводом и центральной секундной стрелкой, имели хороший запас хода и высокую точность, а ещё весьма ценную для лётчиков функцию останова секундной стрелки, которая позволяла авиагруппе синхронизировать свои действия.



Спустя 5 лет появились «Штурманские» типа II на 17 камнях: они имели улучшенные технические характеристики и более высокую защиту – противоударную, от пыли и влаги. Именно такие часы были вручены выпускнику военного летного училища в Оренбурге Юрию Гагарину и вскоре получили мировую славу первых часов в космосе.



Надо отметить, что Гагарин был не единственным космонавтом в «Штурманских». Их выдавали всем будущим покорителям безвоздушного пространства, и они полностью оправдывали доверие – надежно работали в непредсказуемых и тяжелых условиях. Этими часами пользовались и участники первого группового полета в космос в 1962 году, и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в 1963, и первая научная экспедиция за пределы атмосферы в 1964, и многие другие. Служили они и космонавтам из других стран, участвовавших в международной космической программе.


Эти часы стали эпохой – и в часовой индустрии, и в космической одиссее – поэтому они дали название всей современной линейке часов «Штурманские». А одной из флагманских стала коллекция «Гагарин», модели которой созданы с бережным сохранением эстетики советских «Штурманских» и логики их конструкторов.



Дизайн модели «Гагарин Первый» максимально близок к типу I «Штурманских»: диаметр 33мм, аутентичная форма стрелок и заводной головки, строгий и благородный облик. Внутри – классический советский механизм 2609 Полёт.



Несколько видоизмененным прочтением советского изделия являются часы «Гагарин Наследие»: они имеют диаметр 40 мм, широкий диапазон цветовых сочетаний, представлены в механическом исполнении (на 2609 Полёт) и с автоподзаводом (на 2416 Восток). Память об истории отражена на задней крышке, которую украшает портрет Ю.А. Гагарина.



А к 60-тилетней годовщине первого полета в космос были выпущены «Гагарин 60 лет» с памятной надписью.



Есть в коллекции «Гагарин» и варианты для любителей тех или иных функциональных особенностей и акцентов, объединенные узнаваемыми чертами первоисточника.  


«Классика» и «Классика 33» – часы с лаконичным геометричным дизайном и выверенными деталями.


«24 часа» – крупные часы с точными линиями в ярких цветовых решениях, с 2 временными шкалами, вторым поясным временем и отображением текущей даты, не случайно на задней крышке изображена карта мира: она символизирует, что часы будут надёжным помощником своему хозяину в любое время и в любой точке планеты.


«День-ночь» – практичные часы с выразительным внешним видом, высокой водонепроницаемостью, 2 часовыми поясами, шкалами 12/24 часа, индикатором даты. 



Продолжая традицию связи с историей освоения космоса, в 1957 году 1 МЧЗ выпустил мужские наручные часы «Спутник». Это событие было приурочено к запуску в октябре этого года первого искусственного спутника Земли. 



Дизайн часов был выбран соответствующим: на циферблате изображён голубой земной шар с отмеченной красным цветом территорией СССР, часть цифр заменена знаками в виде ракет. Выпускалось 2 модификации: одна с классической центральной секундной стрелкой, другая – без стрелки, её заменяла красная метка в виде спутника, движущегося на прозрачном диске по «орбите» красного цвета. При всей своей декоративности часы имели отличные характеристики: запас хода 34 часа и высокую точность. 


«Спутники», к сожалению, были выпущены в очень небольшом количестве, поэтому теперь являются редкостью и гордостью коллекционеров. Чтобы устранить эту несправедливость и закрепить память о знаменательном событии, «Штурманские» сегодня выпускают коллекцию часов «Спутник».


В одном из её экземпляров – часах «Спутник Наследие» – практически полностью воссоздана оригинальная идея оформления 1957 года, а работают они на традиционном советском механизме Полёт 2609.



В дизайне других часов коллекции также обыграна идея спутниковых полётов, а их функциональность зависит от потребностей носителя.


«Спутник GMT» подходят для заядлых путешественников: имеют настройку второго часового пояса с 24-часовой шкалой, окошко с датой, большой запас батарейки.  


«Спутник Наследие Малая Секунда» отличаются сдержанной элегантностью, чистотой линий и широким разнообразием цветовых решений, а изюминку им придает маленький внутренний циферблат с секундной стрелкой.


Часы для полярников – «Арктика»


1 МЧЗ продолжил производство часов специального назначения, подходящих для использования в самых суровых условиях. У завода было несколько очень ограниченных по количеству и времени выпуска серий часов для весьма специфических целей. К их числу относятся Антарктида» (1957 год, в честь первой экспедиции на Южный полюс), «Северный Полюс» (1957 год) и просто «Полюс» (начало 1960-х). 



Они были созданы для исследователей Северного и Южного полюсов и не появлялись в свободной продаже, а выдавались лишь полярникам и другим работникам этой сферы. Такие часы, как правило, имели пылевлагонепроницаемый корпус, специальные антимагнитные экраны внутри него, 24-часовой циферблат и светящиеся стрелки и знаки.


Современные часы из коллекции «Штурманские Арктика» также выдерживают большие нагрузки, имеют высокую степень защиты от любых внешних воздействий и поэтому востребованы среди российских полярников и исследователей.



В этой серии тоже есть часы с 24-часовым циферблатом, позволяющие определять время суток независимо от места нахождения, – это «Арктика Наследие 24 часа».


У другого экземпляра, «Арктика Наследие Автомат», циферблат оформлен более привычным образом, но также имеет 24-часовую шкалу. А часы «Арктика День-Ночь» имеют 2 временные шкалы и позволяют ориентироваться сразу в 2 часовых поясах.


Вернемся к советским подвигам в небе. В 1965 году часы 1 МЧЗ были на запястье космонавта Алексея Леонова во время его исторического выхода в открытый космос более чем на 12 минут.


Речь идёт о первом серийном советском наручном хронографе – «Стрела». Он производился с 1959 года, за основу был взят швейцарский калибр Venus, но существенно модернизирован. Хронограф оснащался однострелочным секундомером и 45-тиминутным счетчиком, шкалами телеметрии и тахометра. 



«Стрела» предназначалась для командного состава ВВС (хотя есть признаки того, что часы появлялись и в гражданском обороте), выпускалась около 20 лет и в этот период потеснила «Штурманские» на руках лётчиков и космонавтов. 


В память о первых выдающихся космонавтах того периода – Алексее Леонове, его напарнике Павле Беляеве и их коллегах, которые участвовали в первых космических экспедициях, – «Штурманские» сегодня выпускают серию часов «Открытый космос».


Часы данной коллекции объединяет мужественный графичный дизайн, выдержанность линий, узнаваемые детали и эстетика лучших советских часов для покорителей неба. 



А разнообразие цветовых и фактурных решений, функциональных характеристик и установленных механизмов даёт возможность индивидуализировать каждую модель. Здесь есть часы с одной и двумя временными шкалами, 24-часовой шкалой, часы со звуковым сигналом, с миниатюрным внутренним секундным циферблатом, а также обозначающие не только дату, но и день недели.


Кроме того, в коллекции есть 2 наручных хронографа: «Открытый Космос Хронограф Автомат» и «Открытый Космос Хронограф Наследие».


На второй хронограф обратим отдельное внимание – ведь он произведен с использованием очень известного механизма 3133, о котором пойдёт речь ниже.


К концу 70-х годов калибр 3017 в хронографах был заменен более простым в производстве и менее капризным в обслуживании механизмом 3133, который вскоре получил широкое распространение, стал гордостью 1 МЧЗ и всей советской часовой индустрии. Он используется вплоть до настоящего времени.


Для его создания в 1974 году было приобретено оборудование, права и документация на швейцарский механизм Valjoux 7734. Но советские конструкторы его значительно улучшили, сделав более надежным и точным.  За эту разработку коллектив разработчиков был удостоен Государственной премии.


Первыми часами с этим механизмом в 1976 году стал хронограф «Океан» для офицеров ВМС, а вскоре на нём же был выпущен хронограф «Штурманские» для ВВС. Они изготавливались в массивном корпусе из нержавеющей стали, со светоотражающими стрелками и индексами, имели функции секундомера и счетчика времени, показывали дату. Позднее механизм был дополнен функцией останова секундной стрелки и стал в этой модификации известен под номером 31659.



Изначально эти изделия производились только для армии по госзаказу, но с 1983 года часы с механизмом 3133 поступили в свободную продажу под маркой «Полет», с некоторыми «гражданскими» отличиями: другим оформлением, корпусом из латуни. 


Часы на 3133 тоже вписаны в историю освоения космоса: именно они были на запястье Валерия Полякова во время его рекордного по длительности (более 437 суток) пребывания в космосе в 1994-1995 годах. Калибр получил признание среди космонавтов не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1990 с часами 31659 на станции «Мир» побывал первый японец и первый журналист в космосе Тоёхиро Акияма.


И в сегодняшней коллекции «Штурманских» есть механический хронограф «Океан 3133», который повторяет неординарный дизайн «Океана» 1970-х годов и сделан на базе того же самого механизма.



Кроме него, в серии «Океан» представлены часы с особыми характеристиками, принципиально важными для дайверов и моряков, а также с самобытным дизайном и крупными яркими элементами циферблата, хорошо видимыми под водой: «Океан Амфибия»с водонепроницаемостью 20 атм и «Океан Стингрей» с водонепроницаемостью в 30 атм.


Будущее в космосе: вперед к Луне и Марсу


В сегодняшних часах «Штурманские» можно обнаружить не только лучший опыт прошлого, но и задел на будущее.


Человечество настойчиво стремится покорить пространства за пределами нашей планеты и, несомненно, ему это удастся. Основные цели, над которыми сейчас работает международное космическое сообщество, – это Луна и Марс.


Действующая ныне в России лунная программа предполагает запуск на спутник Земли автоматической станции «Луна-25» с научной аппаратурой для проведения исследований. Её отправка запланирована на 2022 год.


Вдохновение этой важнейшей миссией воплотилось в коллекции часов «Штурманские Луна 25». Это лимитированный выпуск мужских хронографов, циферблат которых украшен рельефным изображением Луны, а задняя крышка – фантазийным барельефом на тему того, как российская станция осуществила посадку на спутник нашей планеты.



Марс – ещё одна заветная мечта исследователей внеземных территорий. Серия часов «Штурманские Марс», мужских и женских, объединила в себе футуристический дизайн с яркими элементами красного цвета как основной ассоциации с неприступной Красной планетой и набор современных мер защиты от ударов, вибрации и влаги, позволяющих использовать часы в экстремальных условиях на Земле и в космосе.


Остаётся надеяться, что в самом скором будущем мы сможем зафиксировать по своим часам то время, когда нога человека ступит и на Луну, и на Марс. А создатели часов позаботятся о том, чтобы момент этот был зафиксирован для истории максимально точно.

17-минутный полет Кайли не имеет ничего общего с 170 поездками, которые Тейлор Свифт совершила в этом году на частных самолетах

Поп-звезда заняла первое место в новом отчете, в котором делается попытка отследить выбросы углерода частными самолетами знаменитостей