Приемник с авиадиапазоном: Радиоприемники с АВИА диапазоном

Содержание

⚡️Широкополосный АМ радиоприемник с авиадиапазоном

На чтение 11 мин Опубликовано
Обновлено

Область увлечений радиолюбителей не имеет границ. Несмотря на засилье интернет-вещания, пока ещё остаются энтузиасты приёма вещательных и других радиостанций из эфира. К таким, несомненно, относятся и любители приёма в диапазоне 118… 137 МГц (в так называемом AIR, или авиадиапазоне).

В Интернете существуют сайты, на которых радиолюбители обмениваются информацией по этой тематике. И, конечно, есть немало описаний радиоприёмников или конвертеров этого диапазона, от простых до сложных. В журнале “Радио” также были опубликованы конструкции конвертеров [1,2]. Вниманию читателей предлагается описание широкополосного АМ-приёмника, который обеспечивает приём сразу во всём диапазоне 118…137 МГц.

С одной стороны, это может показаться не совсем удобным, но с другой — если активность радиообмена в авиадиапазоне невелика, такой приёмник позволяет контролировать его целиком. Конечно, он не может заменить “классический” узкополосный AM-приёмник этого диапазона, но позволяет контролировать общую ситуацию на диапазоне и при необходимости включать “классический” приёмник для сканирования по частоте.

По сути, предлагаемое устройство, схема которого показана на рис. 1, — AM-приёмник прямого усиления. В его состав входят знакомые всем узлы: полосовой фильтр ВЧ, УВЧ, АМ-детектор и УЗЧ, но дополнительно для удобства пользования применён пороговый шумоподавитель.

Приём ведётся на короткую штыревую антенну WA1, для компенсации её ёмкости использована катушка L1. Резистивный аттенюатор R1— R3 (2,5 дБ) обеспечивает согласование антенны с последующим ФВЧ на элементах С1 — С5 и L2—L4. На малошумящем транзисторе VT1 собран УВЧ, нагрузка которого — полосовой фильтр, собранный на элементах С7—С13 и L6—L12.

Отфильтрованный сигнал поступает на детектор на микросхеме DA2, на ОУ DA3.2 собран компаратор системы шумоподавления, на ОУ DA3.1 — предварительный УЗЧ, а на микросхеме DA4 — выходной УЗЧ.

Напряжение питания (5 В) микросхемы DA2 и УВЧ стабилизировано микросхемой DA1 — интегральным стабилизатором напряжения. Если в приёмнике применить традиционный диодный AM-детектор, который имеет низкую чувствительность, придётся существенно увеличить коэффициент усиления УВЧ, что может привести к проблемам с его устойчивостью.

Другая проблема — большой интервал входных сигналов, как и в любом приёмнике. Если не использовать систему АРУ, на выходе AM-детектора уровень сигналов ЗЧ будет изменяться на несколько порядков, что неприемлемо. Введение же АРУ слишком усложняет приёмник.

В значительной степени указанные проблемы можно решить с помощью так называемого логарифмического усилителя—детектора, в данном случае это специализированная микросхема AD8307AR [3].

На рис. 2 показана её структурная схема. В состав микросхемы входит шестикаскадный усилитель-ограничитель (усиление каждого каскада — 14,3 дБ). К выходам и входам этих каскадов подключены девять детекторов, сигналы которых суммируются и через согласующие узлы поступают на выход микросхемы.

Передаточная характеристика микросхемы показана на рис. 3, её крутизна — 25 мВ/дБ, а максимальный динамический диапазон входных сигналов — около 90 дБ. Из характеристики, например, следует, что при изменении уровня сигнала в интервале от -60 до 10 дБмВт (на 70 дБмВт) выходное постоянное напряжение изменяется приблизительно от 0,5 до 2,3 В, другими словами, — всего в 4,6 раза.

С таким изменением сигнала вполне справится УЗЧ и системы АРУ не потребуется, а на слух это можно воспринимать вполне комфортно. Следует учесть, что это справедливо для односигнального режима. На практике из-за взаимного подавления сигналов диапазон выходных ЗЧ-сигналов окажется несколько больше.

Но тем не менее при среднем уровне громкости искажений в УЗЧ не наблюдается. Поскольку передаточная характеристика нормируется и отклонение от линейности не превышает 1 дБ, микросхему AD8307AR часто применяют в различных профессиональных радиоизмерительных приборах, а также в радиолюбительских конструкциях [4].

Ещё одна задача, которую необходимо решить при построении такого приёмника, — эффективное подавление внеполосных сигналов (или помех), что потребует применения многозвенных LC-фильтров. Один из основных источников таких помех — мощные вещательные УКВ-радиостанции, работающие в диапазоне частот 88… 108 МГц.

Для их предварительного подавления применён ФВЧ, частота среза которого — 118 МГц, минимальное расчётное подавление на частоте 108 МГц — 25 дБ, а на частоте 88 МГц — 50 дБ. У полосового фильтра расчётная полоса пропускания — 19 МГц (118…137 МГц) и подавление за полосой — 60 дБ. На схеме в рамках указаны частоты настройки (в мегагерцах) последовательных контуров полосового фильтра.

Теперь о чувствительности этого приёмника. Она, в принципе, не может быть высокой, поскольку его полоса пропускания — около 20 МГц. Как известно, чувствительность приёмника при прочих равных условиях зависит от его полосы пропускания. Для примера возьмём приёмник с полосой пропускания AF, = 10…15 кГц и чувствительностью Umi. Если у него расширить полосу пропускания до AF2 = 20 МГц, другими словами, увеличить в 1300…2000 раз, чувствительность станет Um2 = (35…45) Um1, т. е. ухудшится в 35…45 раз.

Но следует учесть, что назначение такого приёмника несколько иное, чем узкополосного, а именно принимать не одиночный слабый сигнал, а все сигналы в определённом диапазоне частот. В такой ситуации более мощные сигналы неизбежно будут подавлять слабые.

Переменная составляющая (продетектированный AM-сигнал) выходного напряжения логарифмического детектора на микросхеме DA2 через конденсатор С20 поступает на вход предварительного УЗЧ. Здесь происходит его усиление примерно в десять раз, а за счёт конденсатора С22 ослабляются ВЧ-сигналы и помехи.

С выхода предварительного УЗЧ сигнал через конденсатор С23 поступает на регулятор громкости — переменный резистор R19, а с него — на выходной УЗЧ, собранный на микросхеме MC34119D. У этой микросхемы основная отличительная особенность — возможность включения и выключения маломощным сигналом — постоянным напряжением.

Это свойство использовано для построения порогового шумоподавителя на компараторе на ОУ DA3.2. Образцовое напряжение на неинвертирующий вход этого ОУ поступает с регулятора порога — переменного резистора R11. Для формирования этого напряжения использовано стабилизированное напряжение 5 В.

С целью повышения чёткости срабатывания через резистор R20 введены положительная обратная связь и гистерезис в переключение компаратора. Постоянная составляющая выходного напряжения детектора на микросхеме DA2 через ФНЧ R15C21 поступает на инвертирующий вход ОУ DA3.2.

Когда постоянная составляющая продетектированного сигнала превысит образцовое напряжение, на выходе ОУ DA3.2 напряжение станет близким к нулю и УЗЧ включится. Регулятором порога можно установить уровень входного ВЧ-сигнала, при котором срабатывает шумоподавитель.

Светодиод HL1 красного свечения (см. рис. 1) выполняет две функции: индикатора включения и разрядки батареи. Для этого он вместе с токоограничивающим резистором R9 включён между входом и выходом стабилизатора напряжения DA1.

Для повышения экономичности сопротивление резистора R9 выбрано относительно большим и применён светодиод повышенной яркости, поэтому светит он неярко. После подачи питающего напряжения светодиод начинает светить.

Когда напряжение батареи снижается до 6,9…7 В, при громких звуках происходит “просадка” напряжения, светодиод начинает мигать, что сигнализирует о необходимости замены батареи.

При напряжении около 6,5В светодиод гаснет. Чтобы сдвинуть пороги индикатора вверх, примерно до 7…7,3 и 7В соответственно, следует применить светодиод повышенной яркости зелёного свечения. Потребляемый приёмником ток при малой громкости — 17 мА, при максимальной — до 90 мА, в режиме шумоподавления — 14 мА. В случае питания приёмника от внешнего стабилизированного сетевого источника напряжением 9… 12В вводят гнездо XS1, которое можно установить на плате между переменными резисторами.

Если для автономного питания применить аккумуляторную батарею типоразмера 6F22 (“Крона”), для её подзарядки внутри корпуса приёмника на выводах гнезда XS1 устанавливают резистор R23, который ограничивает ток зарядки.

Но в этом случае следует применить стабилизированный источник питания с выходным напряжением 9,8 В, что с одной стороны обеспечит полную зарядку аккумуляторной батареи, с другой — исключит её перезарядку. Печатная плата изготовлена из фольгированного с двух сторон стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Её чертёж показан на рис. 4, а схема размещения элементов — на рис. 5. Одна сторона платы оставлена полностью металлизированной и используется в качестве экрана и общего провода.

Через отверстия металлизированные участки платы обеих сторон соединены между собой отрезками лужёного провода. Между резисторами R11 и R19 предусмотрено место для отверстия, в которое можно установить гнездо XS1.

В приёмнике применены переменные резисторы R11 и R19 — СПЗ-Зв с выключателем, остальные элементы (кроме катушек индуктивности и дросселя) — для поверхностного монтажа. Постоянные резисторы — типоразмера 1206, керамические конденсаторы — типоразмера 0805, оксидные — танталовые типоразмера А (С23 и С25), В или С (С26) и D (С27).

Конденсаторы, входящие в состав LC-фильтров, перед установкой следует обязательно проверить на соответствие номиналу с помощью измерителя ёмкости. Если произойдёт ошибка, поиск неисправности может сильно затянуться. Транзистор КТ3106А9 можно заменить отечественным КТ368А9 или импортным 2SC3356. Возможно применение транзисторов в корпусе Т092, например, КТ368БМ или SS9018, но их выводы придётся укоротить до минимума.

В авторском варианте был применён светодиод LED-7603URC60-9,5Cd красного свечения повышенной яркости в корпусе “пиранья”. Он приклеен к корпусу приёмника в соответствующем отверстии. Подойдёт и другой светодиод красного свечения в корпусе диаметром 3…5 мм, но обязательно повышенной яркости.

Дроссель L5 — ЕС24, его индуктивность — 470… 1000 мкГн, катушка L9 намотана на каркасе диаметром 5 мм с резьбой для подстроечника (для возможной подстройки — в авторском варианте она не потребовалась) и содержит десять витков провода ПЭВ-2 0,4.

Остальные катушки — бескаркасные и намотаны проводом ПЭВ-2 0,7 виток к витку на оправке диаметром 4 мм. Число витков катушек: L1 — 7,5; L2 — 5,5; L3 – 4,5; L4 – 5,5; L6 — 10; L7 — 6,5; L8 – 4,5; L10 – 3,5; L11 —2,5; L12 — 10.

Небольшие размеры корпуса потребовали применения динамической головки с малой высотой, подходящей оказалась 0,25ГДШ-8 с сопротивлением звуковой катушки 8 Ом. Она закреплена на корпусе термоклеем. Для другого корпуса подойдёт малогабаритная динамическая головка сопротивлением 8… 16 Ом, желательно с повышенной отдачей, это сделает приёмник более экономичным. Гнездо XS1 — малогабаритное диаметром 2,5 или 3,5 мм с размыкающимся контактом для подключения головных телефонов.

Вид смонтированной платы показан на рис. 6. Часть платы экранирована с помощью двух боковых и одного верхнего экрана. Два боковых экрана изготовлены из тонкой лужёной фольги, согнутой буквой Г, и припаяны к плате с двух сторон (рис. 7).

После налаживания к боковым экранам в нескольких местах припаян верхний экран, изготовленный из тонкого фольгированного с одной стороны стеклотекстолита или металлизированной медью плёнки. Размещение элементов в корпусе приёмника показано на рис. 8.

Плата прикреплена к стенке корпуса с помощью гнезда XS1. Если гнездо использовать не планируется или у него мала винтовая часть, плату можно закрепить клеем или с помощью винтов М2. Из-за малых размеров корпуса была применена телескопическая штыревая антенна с максимальной длиной 335 мм.

Если приёмник будет собран в другом корпусе, который позволяет применить антенну длиной в четверть длины волны (в данном случае это около 630 мм), его чувствительность возрастёт, а катушку L1 можно не устанавливать.

Для приёмника был применён пластмассовый корпус размерами 25x64x100 мм от индикатора радиоактивности “Вестник И-16”, поэтому приёмник было решено назвать “Вестник” (рис. 9).

В корпусе оказалось небольшое квадратное отверстие для светодиода, которое использовано по тому же назначению, прямоугольное отверстие для выключателя закрыто шильдиком “RX 118…137”, а решётчатое отверстие для акустического сигнализатора использовано для динамической головки.

В верхней части корпуса были сделаны два щелевых отверстия для переменных резисторов и одно круглое — для антенны. При необходимости в задней стенке (крышке) делают отверстие для гнезда XS1 (рис. 10).

Налаживание начинают с проверки режимов по постоянному току. В случае необходимости подборкой резистора R4 или R5 устанавливают на коллекторе транзистора VT1 напряжение 3…3.5 В. Подборкой резистора R10 устанавливают интервал регулировки порога шумоподавителя.

Гистерезис компаратора можно изменить подборкой резистора R17. Коэффициент усиления предварительного УЗЧ можно изменить подборкой резистора R14. Чем больше сопротивление, тем меньше усиление.

Затем, при необходимости, изменяют верхнюю частоту воспроизводимых частот в УЗЧ, делают это подборкой конденсатора С22, чем больше ёмкость, тем меньше частота. Нижнюю границу полосы пропускания УЗЧ можно поднять, заменив конденсатор С23 керамическим ёмкостью 0,1…0,22 мкФ. Сквозную АЧХ фильтров приёмника желательно проверить с помощью панорамного индикатора.

Эксплуатация в течение нескольких месяцев показала, что на расстоянии нескольких километров от МКАД помех от радиовещательных УКВ-станций нет, но заметную помеху приёму создаёт расположенный недалеко репитер диапазона 144 МГц.

Поскольку интенсивность работы репитера была высокой, потребовалось устранить эту помеху. Это удалось за счёт установки подстроечного конденсатора С28 (КТ4-25) параллельно катушке L1, при этом число её витков было уменьшено до пяти с половиной.

Образовавшийся контур L1C28 надо настроить на частоту репитера. Сделано это было на слух по максимуму подавления сигнала репитера. Следует отметить, что сопротивление этого контура в диапазоне частот 118…137 МГц имеет индуктивный характер, поэтому он частично компенсирует ёмкостную составляющую сопротивления короткой штыревой антенны.

Плату несложно установить в корпус другого размера, для этого её можно уменьшить, не используя участки для монтажа переменных резисторов, которые возможно разместить на некотором удалении от платы, применив для соединения монтажные провода, а для подключения антенны — малогабаритное коаксиальное ВЧ-гнездо.

При необходимости это гнездо с платой соединяют коаксиальным ВЧ-кабелем. С учётом того что верхняя граница диапазона рабочих частот микросхемы AD8307 — 500 МГц, применив полосовой фильтр на другую частоту, можно изготовить AM-приёмник соответствующего диапазона.

Схема КВ АМ SSB радиоприёмника сигналов, УКВ FM (ФМ) приемника.







Автор: Как я и обещал, в этой статье мы будем строить простой всеволновый приемник, работающий с различными видами модуляции,
доступный для повторения радиолюбителями, имеющими определенный навык работы с паяльником, принципиальными схемами и
измерительными приборами.

Вдаваться в теорию радиосвязи и знакомить с азами электроники и радиотехники в рамках этой статьи я не возьмусь,
для этого имеется большое число хорошей литературы, написанной без фонетических шероховатостей и матерных излишеств разными умными людьми.

В оппоненты я пригласил начинающего радиолюбителя, живо интересующегося радиосвязью, гуляющего по форумам и имеющего определенную
теоретическую подготовку.

Автор: Привет!

Оппонент: Привет! Как дела?

Автор: Вашими молитвами. Но не будем отвлекаться на любезности — перейдем сразу к делу. Набросал намедни структурную схему
радиприемника, рекомендую ознакомиться.


Рис.1

Оппонент: Обычная схема, ничего особенного, таких я видел много, хотя на вид, конечно, попроще, чем у «приемника мирового уровня».

Автор: Значительно попроще, но главная плодотворная дебютная идея здесь состоит в выборе первой промежуточной частоты. Обрати внимание,
не 55,5 МГц,
как в упомянутом приемнике Кульского, не 55,845 как в Дегенах и Туксанах, а 43 Мгц. «Что за магическая цифра?»-
предвижу я вопрос, «и чем она лучше любой другой?». Да тем, что при перестройке гетеродина в пределах 43-103 Мгц, мы охватываем нашей схемой
ДВ-СВ-КВ диапазон от 0 гц-30 Мгц, а зеркальным к нему оказывается канал 86-146 Мгц. То есть, простым переключением входных фильтров с НЧ
на ВЧ, мы дополнительно к нижнему диапазону добавляем вещалки на УКВ 87,5-108МГц, авиадиапазон 118-137 Мгц и любительский 2 м диапазон
на 144-146 МГц.

Оппонент: И что, кого-то можно услышать на 2м диапазоне?

Автор: Имеющий уши, да что-нибудь услышит.


Бывают тут и «круглые столы» с обсуждением философских вопросов типа: “Где взять заземление?”,
и трепетное ностальгирование по забытому вкусу портвейна «Агдам», и

бескомпромиссная борьба за чистоту эфира некоего Семёна Ильича,
позиционирующего себя как опытного радиолюбителя с позывным, авторитет которого завоёван
не в сортирах местной администрации Роскомнадзора,
а с паяльником в руках и собственной работы антенной в огороде.


Борьба эта, как основа морально-воспитательной воли радиолюбителя, сводится к сорокаминутному обкладыванию половыми органами
некоего корреспондента за «влезание на чужую частоту и засерание эфира».


Корреспондент в свою очередь тоже не отсиживается в окопе, и злобно пробиваясь сквозь эфирные шумы, кладёт со своим
прибором и на Семёна Ильича, и на его позывной, и на весь Роскомнадзор со всеми его структурами
и «старыми пердунами».


В общем, обычная жизнь обычного радиолюбительского диапазона.







Оппонент: Не вижу на схеме ни одной системы АРУ, а в приемнике «мирового уровня» их применено аж две штуки. В чем подвох?

Автор: Да нет подвоха. АРУ, конечно, вещь полезная, но давайте разберемся, когда и для чего нужна автоматическая регулировка усиления.

Во-первых, АРУ позволяет избежать перегрузку усилителя низкой частоты при в резком изменении уровня принимаемого сигнала и делает
прослушивание эфира более комфортным.

Во-вторых, предотвращает интермодуляционные искажения, возникающие во входных цепях, смесителях и УПЧ приемника при достижении уровня сигнала на
антенном входе определенной критической величины.

Теперь давайте рассуждать логически. Я, например, очень сильно сомневаюсь в том, что начинающий радиолюбитель с данным приемником будет
использовать полноразмерную коротковолновую антенну, скорее всего — это будет либо комнатная антенна, либо кусок провода произвольной
длины, выкинутый в окно. В таких суррогатных антеннах большие величины ЭДС не наводятся, конечно, если кусок провода вдруг не оказался
равным половине длины волны (например 20 метров на 7 Мгц диапазоне), либо за стеной не стучит морзянку вражеский шпион,
но вероятность таких событий мне кажется не очень высокой. К тому же, у нас входе
приемника стоит переменный резистор, включенный правда не совсем по учебнику, и предназначенный в большей степени для согласования произвольного
волнового сопротивления нашего куска провода с, извините, характеристическим сопротивлением входных фильтров, но вполне справляющийся
с функцией ослабления чрезмерно мощного входного сигнала.

Поедем дальше. Фильтры у нас пассивные, а смесители, давайте договоримся — с приличными динамическими характеристиками. Хорошо, выдохнули, перегружаться
пока нечему. Теперь самое уязвимое, с точки зрения интермодуляционных искажений, место нашего радиоприемника — УПЧ, именно его
в большинстве конструкций охватывают АРУ. Но ведь, если не задаваться целью получения от этого узла большого усиления, а сделать его, главным
образом, ответственным за селективные свойства нашего аппарата, то и здесь никаких проблем не возникает.

Оппонент: Так какое усиление должен иметь УПЧ и, если, оно будет невелико, за счет чего мы обеспечим показатели чувствительности?

Автор: Навскидку его значение примем таким, чтобы общее усиление каскадов от антенного входа до выхода УПЧ было равно 10 по напряжению.
Почему 10? А потому, что сигнал с выхода УПЧ уже не тот, что поступает на вход приемника, а узкополосный, тщательно
отфильтрованный нашими входными и кварцевыми фильтрами и, даже, будучи усиленным в 10 раз, не создаст никаких проблем последующим каскадам.

Предположим, что мы хотим построить качественный радиоприемник в большом деревянном корпусе и ждем от него такого же звука, как от
какого-нибудь
легендарного лампового Грюндика. Это касается прежде всего УКВ ЧМ диапазона, поэтому каскад, ответственный за детектирование ЧМ сигнала
должен быть продуман особенно щепетильно. Хотя и продумывать здесь ничего не надо, а надо просто впаять недорогую микросхему К174ХА6
(или какой-нибудь импортный аналог) по стандартной схеме включения и наслаждаться звуком приемника высшего класса.


Чувствительность К174ХА6 составляет 60-80 мкв, что в совокупности с усилением предыдущих каскадов, даст общую чувствительность устройства-
6-8 мкв. По-моему, вполне пристойно. К тому же, в подобных микросхемах, на входах стоят усилители-ограничители, которые делают амплитуду
выходного сигнала независимой от уровня ВЧ сигнала, поэтому в данном диапазоне применение схемы АРУ будет абсолютно лишним.

Теперь, что касается SSB. Детектор SSB сигнала представляет собой, как правило, простой смеситель с переносом сигналов промежуточной частоты
в область звуковых частот и усилитель звуковой частоты, коэффициент усиления которого, как и его шумовые характеристики, определяют
чувствительность тракта. Такой усилитель легко реализовать на малошумящем операционном усилителе, а к нему уже, посредством присоединения
двух диодов и полевого транзистора в режиме переменного резистора, добавить простейшую, но весьма эффективную схему АРУ.

Самая грустная песня связана с детектором АМ сигнала. Учебники учат нас, что для нормальной работы амплитудного детектора
необходим могучий УПЧ с эффективной системой АРУ и обладающий коэффициентом усиления 80-120 дб. Именно коэффициент усиления такого УПЧ
и определяет чувствительность
приемника. Но мы ведь не относимся к тем, кто не ищет простых путей. А кто ищет — тот всегда найдет! (из «Песни о весёлом ветре»),
а я бы добавил: И выпьет!

Америкашки все придумали за нас. Замечательная микросхема AD8307 представляет собой логарифмический усилитель и детектор в одном
флаконе. Чувствительность такой микросхемы — около 40 мкв при динамическом диапазоне 92 dB, что в совокупности с усилением предыдущих
каскадов, выдаст на-гора 4 мкв общей чувствительности.

Поскольку усилитель внутри этой микросхемы — логарифмический, ждать от этого АМ тракта хай-эндовского звучания не приходится, но поверьте,
не дождетесь вы его на КВ диапазонах и от профессиональных приемников, сделанных по всем канонам жанра. Зато эта логарифмическая
характеристика усилителя избавляет нас от необходимости применения системы АРУ.


Справедливости ради сообщу, что первым данную микросхему, предназначенную для контроля уровня ВЧ-сигнала
в радиоприемном тракте, применил Нидерландский
радиолюбитель Gert Baars в журнале Elektor Electronics 7-8/2009, а потом, в журнале Радиоконструктор 10/2009 оперативно подсуетился
уже наш автор А. Иванов, за что ему большое человеческое спасибо.

Вот ведь, вроде бы простой вопрос про АРУ, а пришлось описать почти всю работу приемника.

Оппонент: Да, с этим более-менее понятно, а смесители, я так понимаю, будут двойными балансными на диодах. Их везде рекламируют как самые
высокодинамичные и малошумящие.
Видел много схем высококачественных приемников с использованием смесителей на диодах Шоттки. В Дагенах, по-моему, тоже такие стоят.

Автор: Ты прав, мой друг Горацио! — хотел бы воскликнуть я, но пока воздержусь. Диодные кольцевые, они же двойные балансные смесители
всем хороши — и быстродействующи, и малошумящи, и любимы разработчиками, но в нашем случае не подходят, так как включают в себя
широкополосные трансформаторы (ШПТ), в том числе и по входу. А по входу у нас стучится полоса радиочастот в диапазоне 100 кгц — 146 Мгц,
в надежде быть обработанной нашим смесителем. Трансформатор с таким коэффициентом
перекрытия по частоте не снился даже старику Рэду, при всей его любви к радиочастотной аппаратуре. Кстати, очень рекомендую всем
радиолюбителям, независимо от уровня подготовки, ознакомиться с его книгой «Справочное пособие по высокочастотной схемотехнике»,
очень многие вопросы и утомительные обсуждения на форумах отпочкуются за ненадобностью.

Но, если не двойной балансный смеситель на диодах, то что еще нам может обеспечить высокие динамические характеристики без применения
трансформаторов? Очень просто — двойной балансный смеситель на транзисторах, а конкретно микросхема фирмы Philips Semiconductors —
SA612A. Голландский производитель постарался и выпустил для нас микросхему с динамическим диапазоном 85-90дб и диапазоном входных
частот 0-500 Мгц, да еще и обладающую усилением в 17 дб. Ясен пень, необходимость ШПТ в таком смесителе отсутствует. Отличная
микросхема и недорогая.

Оппонент: Это хорошо, что недорогая, но есть у меня еще вопрос по поводу входных диапазонных фильтров. Где-то их ставят, где-то нет,
в приемнике «мирового уровня» их восемь штук. Есть ли смысл ставить эти фильтры в нашей схеме?

Автор: Смысл может быть и есть, но его так же мало, как крабов в крабовых палочках.

Хотя нет, был не прав, вспылил, считаю своё высказывание безобразной ошибкой.

Всё-таки не зря в очень дорогих моделях радиоприёмников эти фильтры присутствуют, причём часто делаются с возможностью отключения.

Возникают ситуации, когда они оказывают незаменимую помощь в отделении полезного сигнала от мощных внеполосных помех,
но в рамках этой статьи мы не станем копать слишком глубоко, а рассудим также, как разработчики агрегатов средней ценовой категории.

Тут все просто, и много времени не займет.

Диапазонные фильтры необходимы в супергетеродинных приемниках с низкой промежуточной частотой для обеспечения мало-мальски приемлемой
избирательности по зеркальному каналу (обычно 20-30 дб),
а в приемниках прямого преобразования — для подавления побочных каналов приема на частотах, кратных частоте гетеродина.

А теперь внимательно смотрим на структурную схему нашего радиоприемника (рис.1) и видим — у нас не приемник прямого преобразования,
не супергетеродинный приемник с низкой промежуточной частотой, не электрический чайник, а технически продвинутый агрегат, соответствующий
последним веяниям супергетеродиностроения
— с двойным преобразованием частоты и высокой первой промежуточной частотой. Да, у него как и любого супергетеродина есть
зеркальные каналы приема, но частоты этих каналов разнесены между собой на очень большую величину, а именно на двойную величину
промежуточной частоты.

То есть, если частота гетеродина, к примеру, равна 44 Мгц, наш первый смеситель, нагруженный полосовым фильтром 43 Мгц
увидит входные частоты 44-43=1 Мгц и 44+43=87 Мгц по зеркальному каналу. Легко заметить, что скрупулезно рассчитанные переключаемые
фильтры НЧ и ВЧ на входе приемника способны обеспечить избирательность по зеркальному каналу 70-80 дб.

Возникают у нас зеркалки и по второй ПЧ-10,7 Мгц. С ними успешно борется полосовой фильтр, настроенный на 43 Мгц, причем его не
обязательно делать кварцевым, двух-трехзвенный фильтр на связанных резонансных контурах способен обеспечить величину избирательности
по второй ПЧ порядка 60-70 дб.

Остается только добавить, что за избирательность по соседнему каналу отвечают кварцевые или пьезокерамические переключаемые фильтры на 10,7 Мгц,
имеющие на каждый вид модуляции свою полосу пропускания (для широкополосной УКВ ЧМ модуляции- стандартные с полосой около 100 кгц,
для АМ- 10-16 кгц, для SSB- 3 кгц). В принципе, для SSB модуляции можно отказаться от применения узкополосного фильтра, а использовать
уже имеющийся более широкополосный, применяемый для АМ. В этом случае после УНЧ в SSB детекторе необходимо предусмотреть ФНЧ с частотой пропускания около 3000 кгц.
Порядок этого фильтра и будет определять избирательность приемника по соседнему каналу в режиме SSB.

Оппонент: И какая это будет величина избирательности? А еще, как влияют параметры генератора плавного диапазона на параметры всей схемы?
И какой мы будем делать ГПД, аналоговый как в приемнике «мирового уровня», или синтезатор на микропроцессоре?

Автор: По поводу избирательности: 12 дб для фильтра 2-го порядка, 24 дб для фильтра 4-го порядка и т.д.- по 6 децибел на каждую прибавку
порядка фильтра.


По поводу генератора плавного диапазона в двух словах не расскажешь, разговор будет взрослый, а я
вижу тоскливую усталость во взгляде собеседника.

Оппонент: Да уж, не мешало бы переварить информацию.

Автор: Давайте переваривать, мы здесь не шутки шутим, диарея головного мозга нам ни к чему. А на следующей странице мы закончим
с описанием структурной схемы и начнем постепенно уточнять формы и контуры нашей конструкции.




 

Выбор лучшего сканера радиодиапазона и прослушивание ATC

Отказ от ответственности: KN Aviation является участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения платы за рекламу за счет рекламы и ссылок на amazon. ком. Он также участвует в других партнерских программах и может получать комиссию, если вы совершаете покупку по некоторым ссылкам ниже без каких-либо дополнительных затрат для вас.

Если вы когда-нибудь были в любимом месте для споттинга рядом с крупным аэропортом, вы, вероятно, видели энтузиастов авиации, слушающих переговоры между пилотами и авиадиспетчерами. А даже если и нет, вы, вероятно, слышали такие фразы авиадиспетчеров, как  «Разрешение на взлет». или «Поверните налево курсом 350». в телешоу ранее.

В этой статье я расскажу о некоторых из лучших сканеров радиозондов (мой любимый – Uniden Bearcat BCT125AT) и о том, как их выбрать. Кроме того, я также рассмотрю некоторые из распространенных вопросов, которые возникают у людей об управлении воздушным движением о прослушивании частот эфирного диапазона.

 

Два лучших сканера радиочастот, которые можно приобрести в 2019 году

Если вы ищете портативную радиостанцию, я рекомендую вам начать с одного из следующих двух — Uniden Bearcat BCT75XLT или Uniden Bearcat BCT125AT — каждый из которых я рассматриваю подробнее в этом разделе.

Если вы не находите ни один из них достаточно убедительным, продолжайте читать, чтобы узнать, что следует учитывать при выборе сканера радиочастот, а также узнать больше о прослушивании управления воздушным движением в целом.

Uniden Bearcat BCT75XLT: лучший бюджетный сканер радиозондов

Если вы недавно начали заниматься поиском самолетов или некоторое время увлекаетесь авиацией, но ищете свой первый сканер радиозондов, Uniden Bearcat BCT75XLT может быть правильным выбором.

Это один из самых дешевых авиационных сканеров, который питается от пары батареек типа АА, которые доступны по цене и легко доступны. Несмотря на то, что батареи не входят в комплект поставки устройства, оно поставляется с антенной, зажимом для ремня, ремешком и кабелем USB.

BCT75XLT работает только с частотами гражданского эфира и может хранить до 300 каналов в 10 банках, которые можно запрограммировать напрямую или через компьютер.

Вы могли бы, например, иметь банк для каждого аэропорта, который вы часто посещаете, с каждым из банков, включая все частоты (такие как заход на посадку, вылет, земля, разрешение и т. д.) для данного аэропорта. К сожалению, вы не можете присвоить имена банкам и каналам, поэтому вам нужно будет записать эти данные отдельно.

Что касается других недостатков этого сканера, многие пользователи сообщают о коротком времени автономной работы, что может быть проблемой, если вы склонны торчать в аэропорту целый день. Кроме того, в зависимости от того, где вы слушаете передачи, антенна по умолчанию может оказаться недостаточно мощной.

Если вы приобрели этот радиоприемник и столкнулись с одной из двух вышеперечисленных проблем, вы можете довольно легко и дешево решить их, приобретя дополнительный комплект перезаряжаемых батарей типа АА и более качественную сменную антенну.

Проверьте цену Uniden Bearcat BCT75XLT на Amazon

Uniden Bearcat BCT125AT: лучший сканер радиочастот среднего диапазона

Uniden Bearcat BCT125AT очень похож на более дешевый BCT75XLT, о котором я писал выше. На самом деле, на первый взгляд вы почти не заметите никакой разницы — оба сканера произведены Uniden, их размеры и вес примерно одинаковы, они оба оснащены одинаковыми кнопками, и оба питаются от пары батареек AA. батареи.

Тем не менее, между ними есть некоторые существенные различия, из-за которых, возможно, стоит приобрести эту немного более дорогую модель в зависимости от ваших предпочтений.

BCT125AT может хранить до 500 каналов в 10 банках, что означает, что вы можете иметь до 50 каналов в одном банке. В то время как 300, предлагаемых более дешевой моделью, более чем достаточно, дополнительная емкость, безусловно, не повредит.

Что, на мой взгляд, делает этот сканер гораздо лучшим выбором, чем предыдущий, если вы можете себе это позволить, так это тот факт, что он позволяет вам назвать каждый из каналов и банков, которые вы сохраняете. И так, вместо канала 1 банка 3 можно иметь канал «Подход» банка «Лондон Хитроу».

Наконец, вам также следует обратить внимание на этот сканер радиочастот, если вы работаете как в военной, так и в гражданской авиации, поскольку он охватывает оба частотных диапазона.

Узнать цену Uniden Bearcat BCT125AT на Amazon

 

Руководство по покупке авиационного сканера потребности.

Особенно, если вы планируете прослушивать сообщения рядом с местом их передачи, например, во время обнаружения самолета рядом с взлетно-посадочной полосой аэропорта. Просто чтобы привести вам пару примеров, вы можете посмотреть на Uniden, Yaesu и Icom при поиске своего радио.

Помимо торговой марки, есть несколько вещей, которые следует учитывать при выборе идеального сканера радиозонда для покупки, включая приведенные ниже.

Мобильность Первое, что вам нужно будет решить, это какой тип сканера радиочастот с точки зрения его мобильности вы хотите иметь. В общем, есть ручные сканеры, с которыми вы можете ходить, мобильные сканеры, которые вы можете установить в своем автомобиле, и настольные сканеры, которые вы устанавливаете в фиксированном месте. Если вы наблюдатель за самолетами, вам следует присмотреться к ручным сканерам, которые можно легко носить с собой, когда вы идете на смотровую площадку в аэропорту или рядом с траекторией захода на посадку.

Одностороннее и двустороннее: Хотя вы также найдете сканеры радиодиапазона, которые являются просто приемниками (односторонние радиостанции), многие из них являются приемопередатчиками (двусторонние радиостанции) — устройствами, которые могут как передавать, так и принимать радиосигналы. Если вы не пилот, которому необходимо общаться с авиадиспетчерской службой, вам понадобится только функция приемника. На самом деле, имейте в виду, что передача без лицензии, особенно на радиочастотах, является незаконной (проверьте местные законы). Тем не менее, вы все еще можете получить приемопередатчик и использовать его только в качестве приемника.

Бюджет: Цена, которую вам придется заплатить, будет сильно зависеть от конкретной модели сканера, который вы хотите купить, а также от того, хотите ли вы получить подержанный сканер или предпочитаете совершенно новый. В целом, однако, около 100 долларов (80 фунтов) должны дать вам приличный сканер радиочастот начального уровня. Имейте в виду, однако, что помимо этого вам также могут понадобиться некоторые аксессуары, о которых я расскажу ниже.

Мощность:  Что касается питания радиостанции, то в портативных радиостанциях используются либо стандартные батареи типа АА, либо уникальные батареи, разработанные для этой радиостанции. Хотя последнее может дать вам дополнительное время автономной работы, запасные части будет труднее найти и они будут дороже. Если вы получаете один с батареями AA, я рекомендую приобрести комплект или два перезаряжаемых аккумулятора большой емкости. Мобильные сканеры подключаются к розетке прикуривателя автомобиля, а настольные — к стандартной розетке.

Элементы управления:  В зависимости от ваших предпочтений у вас будет выбор: сканер с клавиатурой, которая позволит вам легко вводить частоту, которую вы хотите слушать, или без нее. Имейте в виду, однако, что, несмотря на то, что ввод частот без клавиатуры может быть немного хлопотным, большинство сканеров имеют память, в которой вы можете сохранять каналы, и поэтому, если вы часто ездите в аэропорт, вы можете легко обойтись без одного.

Наконец, как упоминалось в разделе о бюджете, помимо самого сканера радиозонда, вам также могут понадобиться некоторые аксессуары. В зависимости от того, как долго вы планируете слушать радио без подзарядки, вам может понадобиться комплект запасных батареек.

Если в вашем радиоприемнике используются специальные батарейки, у вас не будет большого выбора при покупке запасных частей. Однако в случае стандартных батареек типа АА существуют буквально десятки, если не сотни брендов и моделей. Некоторые из тех, которые вы, возможно, захотите рассмотреть для своего портативного авиационного сканера, включают Energizer, Panasonic и Duracell (приобретите перезаряжаемые батареи AA на Amazon).

Другим важным аксессуаром, несмотря на то, что вы можете слушать авиадиспетчерскую службу через громкоговоритель сканера, являются наушники. Если у вас уже есть такие, которые вы используете со своим смартфоном или компьютером, они подойдут (если у них есть стандартный разъем 3,5 мм). В противном случае вы можете просто купить дешевую пару на Amazon или в местном магазине электроники.

Еще один аксессуар, который вам понадобится для портативного сканера, — это ремешок, с помощью которого можно повесить сканер на шею, или поясной зажим.

 

Два способа прослушивания авиадиспетчерской службы

Если раньше для прослушивания авиадиспетчерской службы требовался сканер радиочастот, то сегодня есть два способа сделать это.

Первым из них является LiveATC — веб-сайт и приложение, в котором есть каналы управления воздушным движением для различных аэропортов, предоставленные энтузиастами. И второй — это «старый добрый способ» владения радиоприемником, о котором я подробно рассказывал ранее в этой статье.

LiveATC: преимущества и недостатки

Что касается LiveATC, вы можете установить приложение на свой смартфон или просто использовать его в веб-браузере, перейдя по этому URL-адресу.

Самым большим недостатком LiveATC является тот факт, что вы полагаетесь на каналы других людей для прослушивания. Таким образом, в зависимости от времени суток или аэропорта, который вы хотите слушать, каналы могут быть недоступны.

Другие недостатки LiveATC включают тот факт, что для его использования необходимо подключение к Интернету, а также тот факт, что между тем, что вы слышите, и тем, что происходит на самом деле, может быть временной лаг.

С другой стороны, LiveATC также имеет преимущества по сравнению с реальными радиостанциями. Двумя самыми большими из них являются тот факт, что это бесплатно и что вы можете слушать каналы, расположенные на полпути по всему миру (с настоящим приемником радиодиапазона вы можете слушать передачи только в вашем районе).

Сканеры радиодиапазона: преимущества и недостатки

Хотя LiveATC, безусловно, великолепен и более чем достаточен во многих ситуациях, для многих корректировщиков нужен настоящий авиационный сканер (также называемый сканером радиодиапазона, сканером радиодиапазона управления воздушным движением, радиодиапазоном, приемником радиодиапазона и так далее) является неотъемлемой частью их снаряжения.

К преимуществам прослушивания ATC с помощью эфирного радио, конечно, относится тот факт, что вам не нужно полагаться на то, что другие люди делятся своими каналами, и что вы всегда будете слушать сообщения в режиме реального времени. Кроме того, для прослушивания вам не потребуется подключение к Интернету.

Кроме того, как авиационный энтузиаст, вы, возможно, захотите часто переключаться между частотами — что-то громоздкое с LiveATC, но очень простое со сканером радиодиапазона.

Все вышеперечисленное достигается за счет необходимости платить за радиостанцию ​​и носить ее с собой (проверьте первую половину этой статьи, если вы планируете ее приобрести) и необходимости находиться поблизости от передач, которые вы хотите слушать. (т. е. вы не можете слушать башню Ханэда, находясь в Лондоне).

Тем не менее, если вы наблюдаете за самолетами, я настоятельно рекомендую приобрести радиоприемник, если он разрешен в вашей стране, так как это не только сделает ваше наблюдение более приятным, но и поможет вам оказаться в нужном месте в нужное время.

 

Управление воздушным движением и прослушивание радиосигналов: часто задаваемые вопросы

Ниже я отвечаю на некоторые вопросы об управлении воздушным движением и прослушивании радиосигналов, которые мне задавали в прошлом и которые, как я видел, задавали другие люди в Интернете. Если у вас есть другие вопросы, пожалуйста, оставьте их ниже в разделе комментариев.

Что такое управление воздушным движением?

Управление воздушным движением включает деятельность, направленную на безопасное управление воздушными судами от выхода на посадку до выхода на посадку.

Таким образом, он включает не только диспетчерскую вышку (и людей внутри нее), что представляет себе большинство людей, когда слышат этот термин. Сюда также входят авиадиспетчеры, которые управляют самолетом, когда он находится на крейсерской высоте, среди прочих. И те, во многих случаях, работают в центрах, которые не возвышаются, как диспетчерские вышки, и которые могут даже не располагаться рядом с аэропортом.

Что такое воздушная полоса?

Радиодиапазон относится к диапазону ОВЧ-радиочастот между 108 и 137 МГц, которые выделены для использования гражданской авиацией. Помимо использования для управления воздушным движением, эти частоты также используются, например, для маяков VOR, которые помогают управлять воздушными судами отдельно от авиадиспетчеров.

Что касается военных, то они используют частоты УВЧ, которые не входят в «воздушный диапазон», имейте это в виду, если вы являетесь военным корректировщиком и хотите также слушать их частоты.

В чем разница между приемником, сканером и приемопередатчиком?

Приемник — это любое радио, которое может настроиться на определенную частоту и слушать передачи на этой частоте.

Сканер — это более совершенное радиоустройство, которое может не только настраиваться на определенную частоту, но и «сканировать» (проходить канал за каналом) диапазон частот для обнаружения передач. Как только он обнаруживает передачу, он остается на этой частоте до тех пор, пока передача не закончится, а затем продолжает сканирование.

Трансивер, как следует из названия, представляет собой радиоустройство, которое может не только принимать, но и передавать.

Законно ли прослушивание авиадиспетчерской службы?

Самый первый вопрос, который может возникнуть у многих людей, заключается в том, законно ли слушать авиадиспетчерскую службу. И, хотя вы не должны воспринимать приведенное ниже как юридический совет, оно должно стать хорошей отправной точкой, когда дело доходит до этого вопроса.

Как и в случае с любой подобной проблемой, законно ли вы можете слушать авиадиспетчерскую службу, зависит от того, где вы хотите это сделать. В то время как в некоторых странах, таких как Соединенные Штаты и Япония, прослушивание частот эфирного диапазона совершенно законно, в других странах, таких как Великобритания и Германия, это незаконно.

Тем не менее, даже в странах, где прослушивание авиадиспетчерской службы технически незаконно без лицензии, могут быть случаи, когда это допустимо. Например, в Соединенном Королевстве нередко можно увидеть людей, открыто слушающих радиочастотные сканеры даже на авиашоу.

Хотя я не буду говорить о законности прослушивания радиочастот во всех странах, обычно вы можете найти ответ на этот вопрос, выполнив поиск в Google что-то вроде «сканеры радиочастот, разрешенные в [стране]».

Что вы слышите при прослушивании радиоканалов?

Как следует из термина «связь управления воздушным движением», в основном вы можете слышать переговоры между пилотами и авиадиспетчерами при прослушивании радиочастот.

Вместо одной универсальной частоты, на которой разговаривают все пилоты и авиадиспетчеры, для каждого аэропорта существует несколько частот, каждая из которых выполняет свою специфическую функцию. Некоторые из наиболее распространенных частот включают в себя:

  • Допуск: Пилоты запрашивают и получают разрешения на полеты на основании планов полета, которые они регистрируют.
  • Основание:  Разрешение на запуск двигателей и отталкивание вылетающих самолетов, а также разрешение прибывающих самолетов выруливать к выходам на посадку.
  • Вышка: Управляет движением на взлетно-посадочных полосах, дает разрешения на взлет вылетающим самолетам, переданным с «земли», и разрешения на посадку прибывающим самолетам, переданным с «захода на посадку».
  • Заход на посадку: Направляет прибывающие самолеты к назначенной им взлетно-посадочной полосе, при необходимости размещает их в трюмах, чтобы обеспечить безопасное расстояние между ними.
  • Отправление: Направляет вылетающие самолеты сразу после взлета до определенной высоты, на которой они будут переданы в «центр».
  • Центр: Также называется «центром», направляя самолет на протяжении большей части его пути, когда он находится на определенной высоте и на определенном эшелоне полета.

Точные функции вышеуказанных каналов могут различаться в зависимости от аэропорта, особенно от того, насколько он загружен или насколько он велик. И, помимо вышеперечисленного, могут быть и другие частоты, такие как ATIS (автоматическая информация о погоде) и частоты отдельных авиакомпаний, на которых пилоты могут общаться с эксплуатационным персоналом своей авиакомпании и т. д.

Как выглядит связь рейса с авиадиспетчерской службой?

Как правило, самолет, вылетающий из определенного аэропорта, сначала настраивается на «разрешение», где он получает разрешение на полет. Затем он свяжется с «землей», чтобы получить разрешение на отталкивание и руление. И, наконец, после достижения точки ожидания у ВПП, он будет передан в «вышку», которая даст разрешение на взлет.

Как только самолет окажется в воздухе, он свяжется с «вылетом», чтобы авиадиспетчеры могли направить его по маршруту вылета в воздушное пространство, неподконтрольное аэропорту.

Затем рейс будет передан «центру», который заботится о воздушном пространстве над аэропортом. В зависимости от того, куда летит самолет, он может проходить через несколько «центров».

Наконец, когда самолет приблизится к аэропорту прибытия и снизится до определенной высоты, он будет передан на «заход на посадку» аэропорта прибытия. На этой частоте он будет направляться к своей взлетно-посадочной полосе, а затем, незадолго до посадки, переключится на «башню».

И вышка аэропорта прилета даст разрешение на посадку. Как только самолет окажется на земле, он снова настроится на «землю», чтобы получить разрешение на руление к выходу на посадку.

 

Резюме

Независимо от того, любите ли вы проводить время в парке рядом с оживленным аэропортом или наблюдатель за самолетами, который путешествует по миру, чтобы поймать разные самолеты, вы можете получить массу удовольствия (и полезную информацию) от прослушивание авиадиспетчерской службы.

Хотя вы можете сделать это с помощью LiveATC, я рекомендую приобрести радиоприемник, чтобы вы могли слушать частоты без подключения к Интернету и не зависеть от того, кто поделится ими в сети.

Из множества доступных моделей я рекомендую начать либо с Uniden Bearcat BCT75XLT, либо с чуть более дорогой BCT125AT.

Автоматический сбор и обработка речевой информации от бортовой связи

Установка УКВ-приемника для воздушной связи
Ну, как знают люди, которые следят за проектом ATCO2, речь идет о преобразовании общения между пилотом и авиадиспетчером (или, короче, диспетчером) из голоса в текст.
https://www.atco2.org/news/setting-up-vhf-receiver-for-air-traffic-communication
https://www.atco2.org/@@site-logo/logo-atco2-small.png

Ну, как известно людям, которые следят за проектом ATCO2, речь идет о преобразовании общения между пилотом и авиадиспетчером (или, короче, диспетчером) с голосового на текстовое.

Очевидно, что для преобразования необходимо иметь голосовые записи, и это будет в центре внимания этого сообщения в блоге — мы рассмотрим, как настроить УКВ (очень высокочастотный) приемник. К счастью, это действительно просто, и человеку, заинтересованному в подслушивании диалога пилот-диспетчер, не обязательно быть специалистом в области радиооборудования.

Итак, что нужно для начала?

  1. Raspberry Pi (RPI)
  2. Блок питания USB для RPI
  3. Кабель локальной сети (для первоначальной настройки)
  4. Карта MicroSD
  5. Один или несколько USB-накопителей RTLSDR
  6. Антенна

Эти элементы упростят настройку:

  • Удлинительные USB-кабели для USB-накопителей SDR
  • Монитор и клавиатура, если вы хотите настроить RPI без кабеля LAN

Настройка Raspberry Pi

Первым шагом для начала работы является настройка Raspberry PI, универсального одноплатного компьютера, который можно использовать для разработки практически любых задач.

Подробнее о проекте Raspberry Pi можно узнать здесь: https://www.raspberrypi.org/

Поскольку проект Raspberry Pi содержит очень простые инструкции на своей домашней странице, мы не собираемся давать здесь исчерпывающие инструкции. . Вместо этого мы направим людей сюда: https://projects.raspberrypi.org/en/projects/raspberry-pi-setting-up

Установка программного обеспечения ATC

Хорошо, надеюсь, теперь у вас есть Raspberry Pi, готовый к использованию. Затем необходимо установить программное обеспечение для приема радиосигнала. Следующее основано на приведенных здесь инструкциях: https://atco.opensky-network.org/

Программное обеспечение основано на RTLSDR-Airband. Это прекрасно созданное программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое можно найти здесь: https://github.com/szpajder/RTLSDR-Airband/

. Оно состоит из трех основных частей:

  1. Настройте Raspberry Pi. Как мы описали ранее, здесь ничего не нужно делать
  2. Установите программное обеспечение RTL-SDR Airband и все необходимые утилиты. Мы постарались автоматизировать этот шаг, поэтому все, что вам нужно сделать, это выполнить несколько команд в окне терминала Raspberry Pi.
  3. Измените конфигурационный файл RTL-SDR Airband. Мы создали несколько функций, которые помогут вам в этом.

(Я живу в Таллинне, Эстония, поэтому следующие примеры основаны на этом. И хотя к Raspberry Pi может быть подключено более одного ключа приемника, в следующем примере предполагается только один)

 

а. Нажмите кнопку «Добавить новый» и нажмите, чтобы подтвердить свой выбор.

б. Укажите параметры, относящиеся к местоположению приемника

(Он будет использоваться для предложения частот, которые вы могли бы прослушивать при поиске аэропортов, которые находятся рядом с вашим местоположением. Выберите один из способов локализации.)

 

в. Выберите аэропорт, сообщение которого вы хотите прослушать

(Обычно вы не хотите выбирать аэропорт, который находится дальше 10 км или около того. Но в некоторых случаях это может быть интересно. Например. , когда вы находитесь прямо под маршрутом снижения и хотите подслушать разговоры пилотов (в этом случае у вас, вероятно, будет плохой прием голоса диспетчера).

 

д. Выберите частоты, которые вы хотите записать.

(В принципе, вы можете выбрать прослушивание более чем одной частоты. НО, если разница между частотами больше, чем та, которую вы указали в шаге «а»), будет выдано сообщение об ошибке. Выглядит это примерно так: Пропускная способность устройства 0 — Мой новый УКВ приемник исчерпан! Используемая полоса пропускания 7,300000000000011 — доступна 2,4 дюйма

Если вы видите что-то подобное, просто повторно выберите частоты, которые вы хотите использовать, и рассмотрите возможность использования нескольких ключей SDR)

 

e. Поместите файл конфигурации в нужное место

 

После того, как вы загрузите файл конфигурации, поместите его в нужную папку и перезагрузите устройство, приемник начнет записывать общение, происходящее на частоте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *