Наперсный крест это: Крест наперсный

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ — Древо

Николаевский наперсный крест

Наперсный крест — енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.

Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все — от обычных мирян до царей и митрополитов.

В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.

В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.

Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.

Павловский наперсный крест

Павловский крест

В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена «с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть — Императора] даваемы или дозволяемы будут.» Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием«, вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18. » На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения «павловский крест» приобрел название: «_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый,» хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года — Синодом.

Докторский наперсный крест

Академический крест

Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Наградные кресты XIX в.

Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.

Николаевский крест

Рисунок Николаевского креста

В 1896 году императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император «Всемилостивейше соизволил […] на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест» установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.)
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.)

Современное состояние

Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят.

Видоизмененный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также «протоиерейским», ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих — за набедренником).

В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется наперсный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями — патриаршим крестом — после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, епархиальным архиереем возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.

Во внимание к продолжительным трудам на благо Церкви в должности настоятельницы патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.

За особые заслуги в трудах на благо Церкви патриаршим указом монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.

В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: «Летопись», 2012, 120-132:
    • http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3 — источник использован частично
  • Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:
    • http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t…d=3
  • Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5:
    • http://www. mospat.ru/index.php?mid=279
  • Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/5077255.html


[1]  http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

В дни празднования Воздвижения Креста Господня хотелось бы напомнить и о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.

Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками наперсного креста.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:

– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.

Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата.  Установлено 1797, декабря 18.

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.

Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.

В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать  на себя крест  установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.

Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

 

Нательный крест — Православная Вики

Нательный крест или нательный крест (от латинского pectoralis, «грудной») — крест, обычно относительно большой, подвешенный к шее на шнуре или цепи, которая хорошо тянется вниз по груди. Его носят священнослужители как знак своего положения и он отличается от маленьких крестов, не имеющих особого значения, которые носят на ожерельях многие христиане.

В православной церковной практике правила ношения креста отличаются в разных традициях. Наперсный крест носят все архиереи, но не обязательно все священники. В греческой традиции нательный крест дается только определенным священникам за верное служение; в славянской традиции крест носят все священники.

Крест, который носят священники, изображает распятого Христа в виде иконы или рельефа. На православном распятии тело Христово не в полном объемном виде, а в рельефе не более чем на три четверти. На нем также есть надпись INBI (титул, который Понтий Пилат поместил над головой Иисуса при распятии) и буквы IC XC NIKA (что означает «Иисус Христос побеждает») вокруг четырех лучей креста. Православные нательные кресты почти всегда на цепочках из серебра или золота, иногда с замысловато обработанными звеньями. Священнические кресты часто имеют наверху икону Христа «Нерукотворный». Это икона, перед которой православные христиане обычно исповедуются в своих грехах. В русской практике на оборотной стороне священнического креста обычно начертаны слова св. Павла к св. Тимофею: «Будь образцом для верующих в слове и поведении, в любви, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4: 12).

Нательные кресты награждаются несколькими степенями (в частности, в славянской традиции):

По русской традиции Серебряный Крест вручается всем священникам их архиереем в день их рукоположения. Эта традиция началась с последнего царя Николая II, который наградил серебряным крестом каждого священника в Российской империи. Даже после падения династии Романовых сохранилась практика награждения русскими священниками Серебряным крестом при их рукоположении. Эта практика помогает отличить священников от дьяконов или монахов, все из которых носят один и тот же тип рясы (риасса), и в остальном неотличимы, когда не облачены. Серебряный крест не покрыт эмалью и не украшен никаким образом, кроме гравировки или рельефа. Православные священники, которые носят крест не по праву своего священства, а только с разрешения своего архиерея, могут наказать архиерея одного из своих священников, запретив ему носить иерейский крест9.0020
Следующая степень — Золотой крест , который представляет собой простой золотой крест, похожий на Серебряный крест. Это также без эмали или другого украшения. Золотой крест носят протоиереи, игумены и аббатисы как знак их должности, и он может быть вручен епископом другим священникам, как женатым, так и монашествующим, за выдающиеся заслуги перед церковью.
Самый высокий нательный крест, с украшениями . Он украшен драгоценными камнями, иногда эмалью и обычно с изображением митры в восточном стиле наверху. Этот тип нательного креста также упоминается как 9.0003 Драгоценный крест , который носят епископы, архимандриты и протоиереи в знак своего звания. Драгоценный крест также может быть вручен другим священникам. Все епископы имеют право носить наперсный крест с украшениями, хотя большинство из них просто носят Панагию, когда не облачены для богослужений.

Другими аспектами ношения нательного креста являются:

Священнослужителю может быть предоставлено право ношения второго нательного креста.
Священник, получивший нательный крест, как правило, будет носить его всегда, вне зависимости от того, облачен он в облачение или нет.
В российской практике монахине, не являющейся игуменьей, также может быть дарована привилегия ношения наперсного креста, как почетной награды, которая, однако, не является наградой, присуждаемой монахам, не являющимся священниками).

Всякий раз, когда надевается крест, носитель сначала делает с его помощью крестное знамение, а затем целует его и надевает.

Источник

  • Википедия: Наперсный крест

См. также

  • Награды духовенства

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Pectorale

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…

( Crux Pectoralis ).

Название креста, используемого папой, кардиналами, епископами, аббатами и другими прелатами, имеющими право носить папские знаки отличия. Его носят на груди, прикрепив к цепочке или шелковому шнурку, причем цвет различается в зависимости от достоинства владельца, т. е. зеленый, фиолетовый или черный. Он сделан из драгоценного металла, более или менее украшен алмазами, жемчугом или подобными украшениями и содержит либо мощи какого-либо святого, либо частицу Святого Креста. Его носят поверх альба во время богослужения. Святитель должен приложиться к кресту перед тем, как надеть его на шею, а во время его надевания произнести молитву «Munire me digneris» (происхождение которой восходит к средневековью), в которой он испрашивает у Бога защиты от своих врагов, и умоляет постоянно помнить о Страстях Господних и о победах исповедников Веры. Папский нагрудный крест отличается от простого креста, использование которого Папа часто разрешает членам соборных капитулов. Каноникам, которым дана эта привилегия, разрешается носить крест только на клиросах, а не поверх альба на литургических службах, если только специально не разрешено. Пектораль — последнее дополнение к епископским украшениям. Обычай же носить крест на груди со святыми мощами или без них восходит к глубокой древности и соблюдался не только епископами, но и священниками и мирянами. Первое упоминание о наперсном кресте как о части папского украшения принадлежит Иннокентию III, и его использование как таковое стало обычным только к концу средневековья. В качестве украшения для епископов мы встречаем его впервые к концу тринадцатого века (Дурандус), но в то время епископы его обычно не носили. Как говорит Дурандус: «носить его или нет было оставлено на усмотрение каждого епископа». Греческие епископы также носят наперсный крест, но только поверх богослужебного облачения (ризы или салкос ).

Цитата APA. Браун, Дж. (1911). Пектораль. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/11601a.htm

Ссылка на MLA. Браун, Джозеф. «Пектораль». Католическая энциклопедия. Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911 г. .

Транскрипция. Эта статья была расшифрована для «Нового пришествия» Элизабет Т. Кнут. Памяти Джерома Тайзена, OSB

Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 февраля 1911 года. Реми Лафорт, STD, цензор. Разрешение. +Джон Кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *