Развитие мелкой моторики у дошкольников: эффективные игры и упражнения

Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста. Какие игры и упражнения наиболее эффективны для развития моторики пальцев. Почему важно уделять внимание развитию мелкой моторики у дошкольников.

Что такое мелкая моторика и почему ее важно развивать у дошкольников

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для общего развития ребенка и подготовки его к школе.

Почему так важно развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста:

  • Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
  • Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом.
  • Развитие тонких движений пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
  • Игры на развитие мелкой моторики развивают внимание, память, мышление, воображение.

Эффективные игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Рассмотрим наиболее интересные и эффективные из них:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Такие игры очень эмоциональные, они способствуют развитию творчества, фантазии. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Примеры пальчиковых игр:

  • «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  • «Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
  • «Корни растений» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Интересные варианты игр:

  • «Золушка» — смешать в миске гречку, рис и горох. Ребенок должен их рассортировать.
  • «Узоры на крупе» — на подносе тонким равномерным слоем рассыпать манку. Пусть ребенок рисует узоры пальцами.
  • «Пуговичная мозаика» — выкладывание узоров из пуговиц.

Лепка из пластилина, глины, соленого теста

Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Она способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Интересные идеи для лепки:

  • Лепка фигурок животных
  • Создание картин из пластилина
  • Лепка посуды, украшений
  • Создание объемных композиций

Рисование и раскрашивание

Рисование и раскрашивание — занятия, любимые всеми детьми и очень полезные. И не обязательно рисовать только карандашами — можно пальчиками, кусочком ваты, зубной щеткой, палочкой, обоими пальцами сразу.

Интересные техники рисования для развития моторики:

  • Рисование пальчиками
  • Рисование ладошками
  • Рисование штампами
  • Рисование «по точкам»
  • Раскрашивание мелких узоров

Игры с прищепками, скрепками, пинцетом

Различные игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Эти игры развивают также восприятие, мышление и творческие способности.

Примеры упражнений:

  • Прикреплять прищепки к краю коробки, изображая лучики солнца, иголки ежика, дождик и т.д.
  • Снимать прищепки пальцами и складывать в коробку.
  • Перекладывать мелкие предметы пинцетом из одной емкости в другую.

Пазлы, мозаики, конструкторы

Собирание пазлов, мозаики и плоских конструкторов также отлично развивает мелкую моторику, сообразительность и внимательность. Такие игры формируют навыки, необходимые для письма.

Интересные варианты:

  • Крупные пазлы для малышей
  • Сложные мозаики для детей постарше
  • Конструкторы с мелкими деталями
  • 3D-пазлы

Игры с водой и песком

Игры с песком и водой — это не только увлекательные занятия в жаркие летние дни. С их помощью можно развивать мелкую моторику рук круглый год. Такие игры успокаивают, снимают напряжение, развивают фантазию.

Варианты игр:

  • Пересыпание песка из ладошки в ладошку, из совочка в формочку
  • Закапывание мелких игрушек в песок и их поиски
  • Рисование на мокром и сухом песке
  • «Ловля» игрушек в воде сачком

Массаж и самомассаж рук

Массаж и самомассаж рук также способствует развитию мелкой моторики, улучшает координацию движений. Особенно полезно сочетать массаж с проговариванием стихов.

Примеры упражнений:

  • Растирание ладоней
  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки
  • Растирание пальцев щетками, орехами, шестигранными карандашами

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Польза пальчиковых игр для развития речи:

  • Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений

Как правильно организовать занятия по развитию мелкой моторики

Чтобы занятия по развитию мелкой моторики были эффективными, важно правильно их организовать:

  • Начинать занятия нужно с простых упражнений. Сложность и длительность игр увеличивайте постепенно.
  • Следите за тем, чтобы деятельность была систематической. Ежедневные упражнения эффективнее, чем редкие длительные занятия.
  • Создайте благоприятную эмоциональную обстановку. Занятия должны проходить в форме игры и приносить ребенку радость.
  • Чередуйте новые и уже известные игры и упражнения.
  • Следите за тем, чтобы во время занятий у ребенка была правильная осанка.
  • Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно. Объем внимания у детей ограничен.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Графомоторные навыки — это способность человека выполнять мелкие и точные движения руками и пальцами в соответствии с поставленной задачей и зрительным контролем. Эти навыки особенно важны для подготовки ребенка к письму.

Эффективные упражнения для развития графомоторных навыков:

  • Штриховка в разных направлениях с различным нажимом и разным характером движений руки
  • Обведение рисунка по точкам или пунктирным линиям
  • Дорисовывание картинок
  • Графические диктанты
  • Рисование узоров, состоящих из прямых и волнистых линий

Развитие мелкой моторики — длительный и постепенный процесс. Поэтому начинать работу нужно с самого раннего возраста. Регулярные занятия помогут развить ловкость рук, точность и координацию движений пальцев и кистей рук, а значит, окажут положительное влияние на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *