Zx spectrum basic: Скачать Spectrum ZX Бейсик. Руководство пользователя | megascans.ru

Стартовал конкурс лучших игр на Бейсике для ZX Spectrum — BASIC 2023

11 марта в 04:04 Михаил Судаков

Что ж, про итоги конкурса BASIC 2022 мы недавно всё-таки написали (не прошло и года), пора рассказать о его новой итерации — BASIC 2023.

Разумеется, организацией занимается всё тот же сайт Bytemaniacos, который провёл предыдущий десяток конкурсов, поэтому и правила поменялись исключительно по части дат. Выборочно процитируем свою же новость двухгодичной давности:

На конкурс принимаются исключительно новые, не выходившие раньше и не заявленные на другой конкурс игры, работающие на стандартных фирменных «Спектрумах» — от легендарной 48-килобайтной машины с резиновой клавиатурой (ну или 16-килобайтной, такие тоже до сих пор встречаются) до ZX Spectrum +3.

Игры нужно присылать в формате TAP или TZX (дисковые версии не котируются), а в комплекте с ними обязательно должны идти исходники и описание. Ещё одно важное условие — поскольку конкурс проводит испанский сайт, то и игра должна быть понятна испанцам. Так что все квесты, RPG и прочие игры с кучей текста автоматом пролетят мимо людей, которые этот язык не очень знают.

Заявки следует присылать по адресу [email protected] вплоть до 23 октября 2023 года. Как и в прошлые разы, судьи выберут по одному победителю в каждой из двух категорий — «Чистый Бейсик» и «Скомпилированный Бейсик» (безо всяких процедур на ассемблере). Каждый из победителей получит по компьютеру ZXUno в корпусе, причём доставка по Испании будет бесплатной, а вот за пересылку в другую страну придётся доплатить отдельно.

Как несложно было догадаться, недостатка в участницах конкурс испытываться не будет — на него уже прислали четыре игры, причём все в категории «Чистый Бейсик». Расскажем вкратце о каждой из них.

• • •

Kuatris (MrRancio, F3M0)

Симпатичный и вполне играбельный, если учитывать его бейсковское происхождение, тетрис. Игра разбита на раунды, в каждом нужно очистить какое-то количество линий. Где-то стакан уже заранее наполнен всяким мусором, который мешает выполнить задуманное. В общем, как в Tetris 2 или Tetris Championship Edition. Игра была бы ещё лучше, если бы не странный глюк — нажатие любой клавиши ускоряет падение тетрамино, хотя это должно происходить лишь при нажатии «A». В итоге даже если вы просто хотите повернуть или сдвинуть фигуру, она начинает нестись вниз как угорелая. Впрочем, можете считать это дополнительным вызовом своим навыкам.

Скачать игру.

• • •

Asteroids (Jorge Briñas)

Несмотря на название, это не привычные всем «Астероиды», а мутная и адски тормозящая стрелялка, в которой надо провести свой корабль через астероидное поле. По каменюкам можно палить лазерной пушкой, но работает она так себе — пока луч не долетит до конца экрана, заново выстрелить нельзя.

Скачать игру.

• • •

The Unforgivable Innnocent (Garrafonsoft)

На каждом уровне вам нужно собирать тотемы, избегая смертельных лучей. Время, отведённое на каждый тотем, ограничено, а перемещаться с каждым выстрелом становится всё сложнее и сложнее — лучи с экрана не пропадают, и с увеличением уровня растёт их количество. В целом — очень простенькое, но более-менее играбельное развлечение.

Скачать игру.

• • •

Fallout ZX (Gamer D49)

Попытка сделать Fallout для «Спектрума» на Бейсике. Разумеется, провальная, даже для испаноговорящих товарищей, которым будет куда проще ориентироваться в местных менюшках.

Скачать игру.

Первоисточник: bytemaniacos.com

Теги: ZX Spectrum

40 лет ZX Spectrum, мой опыт использования.

Тихо сижу в своей комнате, внимательно слушая странный звук писка из магнитофона и рассматривая то, как зачерчивают экран телевизора «Электрон» черные полоски. В голове крутится только одна мысль: «Хоть бы никто не стал сейчас включать свет, иначе все пропало!»

Через минуту трепетного ожидания окончания звуковых и визуальных действий вдруг слышу громкий щелчок в динамиках «кассетника» — и картинка на экране телевизора пропадает.

«Мама где-то включила свет… Она, наверное, забыла, что я загружаю игру на своем ZX Spectrum, а любые помехи могут сбить с толку компьютер. Эх, придется повторять процесс заново…», — досадую я, принявшись перематывать кассету на ее начало.

Думаю, те, кто в 80-90-х годах имел на руках маленькую коробочку под названием ZX Spectrum, вспомнили загрузку программ и игр при помощи кассетного магнитофона. Помехи, создаваемые магнитофону (чаще всего из-за включения/выключения света – так называемый «щелчок в сети»), могли легко привести к зависанию процесса загрузки. А ведь «Loading…» длился от одной-двух до десяти минут. За такой большой промежуток времени кто-то из родителей нет-нет, да и забудет о процессе загрузки. Приходилось заново перематывать кассету на то место, где находилось начало «звукового кода» игры.

Table of Contents

  • Пара слов про ZX Spectrum
  • Запускаем ZX Spectrum
  • Игрушки, которые мне запомнились
  • ZXSpectrum 128 с дисководом
  • В качестве заключения

Пара слов про ZX Spectrum

В начале 1980-х английская компания Sinclair Research Ltd, основанная британским предпринимателем Клайвом Синклером (кстати, он был даже удостоен титула рыцаря за изобретения, прославившие английскую корону), разработала 8-разрядный компьютер для домашнего использования.

В его основе лежал микропроцессор Zilog Z80. Чип производили еще с 1976 года в одноименной фирме. Интересно, что основал ее Федерико Фаджин, который ушел из Intel. Это важное замечание, потому что Z80, по сути, являлся аналогом Intel 8080 с существенными доработками.

Представьте себе, что техпроцесс Z80 составлял аж 3000 нм! Для сравнения, сейчас большинство чипов создают по 5-12 нм. А тактовая частота была 2.5 – 8 МГц. Никаких вам гигагерц.

Так вот, микропроцессор Zilog Z80 был доминирующим ЦПУ с середины 70-х до конца 80-х годов.

Для того, чтобы каким-то образом подчеркнуть наличие цветной графики в устройстве, название выбрали Spectrum, а ZX осталось от прежних модификаций ZX81, ZX82. Таким образом, получилось название домашнего компьютера ZX Spectrum.

Основными преимуществами аппарата были низкая стоимость, использование технологии на основе большой интегральной схемы и, конечно же, вывод изображения на обычные бытовые телевизоры, а в качестве носителя информации выступали кассеты на магнитной ленте.

Операционной системы как таковой в ZX Spectrum не было. Вместо нее в ПЗУ хранился Sinclair BASIC, способный обрабатывать простейшие операции. Например, он содержал 50 команд, 30 функций и 5 ключевых слов.

Разработчики предполагали, что компьютер будет использоваться исключительно для игр, поэтому нагружать устройство не стоит. Плюс, как я и сказал ранее, возможность сэкономить.

Запускаем ZX Spectrum

У меня дома домашний компьютер появился благодаря папе. Он отлично разбирался и до сих пор разбирается в микроэлектронике. Все компоненты для ZX были куплены по отдельности: кнопки, плата, микросхемы, периферия и так далее. А корпус отец сделал сам из прочного белого пластика, благо конструкция не должна была быть оригинальной.

Процесс пайки элементов занял пару месяцев, остальные моменты дорабатывались по ходу дела.

Первый Spectrum оснащался всего лишь 48 КБ оперативной памяти, в которую помещалась одна простейшая игра в цвете.

В качестве носителей информации выступали обычные бытовые кассеты на магнитной ленте. На каждую сторону можно было уместить до 10 программ. Ну а для их чтения использовались магнитофоны, подключаемые к ZX Spectrum.

В самом начале текста я привел пример того, что во время загрузки игры могла произойти ошибка из-за того, что кто-то включал свет в квартире или включались/выключались другие электропотребители (например, холодильник). Помеха шла по сети, и магнитофон реагировал на звуковые щелчки. Соответственно, он сбивал процесс загрузки. Обидно было, поскольку загрузка игр длилась довольно долго – от одной до десяти минут.

В процессе загрузки вы слышали своеобразный писк из динамиков магнитофона, а на экране периодически появлялись разноцветные полоски разной толщины.

Примерно на 5-10-й секунде слышался характерный звук «кхык», и на дисплеях ТВ появлялось название игры.

Кроме того, в некоторых игрушках присутствовали загрузочные картинки: цветные или монохромные изображения, демонстрирующие возможности приложения. Появление картинки на экране тоже не было быстрым. Как правило, это занимало около минуты. С одной стороны, было интересно посмотреть на изображение, а с другой – потеря драгоценного времени только лишь на загрузку картинки.

Игрушки, которые мне запомнились

Стоит понимать, что покупать кассеты было довольно проблематично ввиду не самого большого распространения устройства в моем городе (впрочем, и не только в моем). В основном народ занимался пиратством – копированием:) Процесс небыстрый, а результат не всегда стопроцентный: то кассета попадется некачественная, то магнитофон зажует пленку.

Насколько я помню, у нас было около 10 кассет. На каждой хранилось по 5-10 игрушек. Ну и тут снова стоит напомнить о качестве носителей информации: после десятой загрузки пленка могла выходить из строя. А еще частенько приходилось чистить головку магнитофона для более точной передачи сигнала.

В общем, это я к тому, что, несмотря на большое количество игр, загружалась в лучшем случае только каждая третья.

Больше всего запомнилась игра «Саботер» (оригинальное название Saboteur). Создана она разработчиком Клайвом Таунсендом. Однако у меня была вторая часть, выпущенная в 1987 году. Интересно, что первую часть я не видел, даже когда у меня был более продвинутый «Спектрум».

Суть игры: вы управляете ниндзя, который прибывает на охраняемый комплекс при помощи дельтаплана в поисках некой дискеты.

Прыжок с дельтаплана надо было совершать таким образом, чтобы точно приземлиться на платформу. Но самое смешное, что рассчитать момент прыжка почти не представлялось возможным. В итоге получалось так, что ты даже не мог начать игру, потому что необходимо было хотя бы правильно приземлиться.

Кстати, не сказал об управлении. Предлагались либо клавиатура, либо Кемпстон-джойстик. И вот последний у меня был: большой джойстик черного цвета с четырьмя красными кнопками и присосками на нижней части гаджета.

В тот момент мне было всего лишь 6 лет, и игра мне казалась максимально сложной, поскольку после, например, прыжка героя приходилось разбираться с первым противником, который явно был намного сильнее. В итоге в те далекие годы я так и не прошел Saboteur даже до половины.

Второй по значимости игрой для меня стала R-Type. Она была выпущена для игровых автоматов, а позже портирована на множество домашних игровых систем, в том числе на ZX Spectrum.

Игрок управляет космическим кораблем, оснащенным огневой системой.

Один из приколов игры — возможность «выплевывания» мощного накопительного заряда: вы держите кнопку «огонь» несколько секунд и отпускаете.

Но и эту игру я не смог пройти даже до конца второго уровня. Вообще, мне кажется, что большинство игрушек для ZX Spectrum делали не для детей, ибо игровой процесс был нереально сложным.

Одной из самых красивых игр для «Спектрума» 48 КБ я считаю Three Weeks in Paradise. Яркий, смешной, в меру сложный квест. Смысл в том, что вашей семье необходимо покинуть остров, населенный каннибалами.

Название переводится как «Три недели в раю». Однако здесь может быть и другая интерпретация: фамилия главного героя — Week, а на острове их трое (главный герой, его жена и ребенок), поэтому вполне возможно, что название игры — «Три Вика в раю».

Фишка TWIP – максимальное выжимание всех соков из возможностей компьютера: цветная графика, красивая анимация персонажей, множество двигающихся элементов на экране, классно нарисованные предметы.

Игру Three Weeks in Paradise я прошел примерно наполовину. Были сложности в поисках предметов. Но главное – огромная трата времени, ведь вы не можете сохранить игру. Сели за TWIP, потратили 5 часов, прошли 50%, а завтра надо все проходить заново.

ZXSpectrum 128 с дисководом

Примерно в середине 90-х годов мы с папой на распродаже нашли ZX Spectrum на 128 КБ с приводом для 5-дюймовых дискет. Более того, эта модель оснащалась музыкальным процессором Yamaha со стереовыходом на колонки.

К сожалению, фотографий у меня нет, а в Сети я не смог найти подобный аппарат. Он был сделан полностью из металла, в верхней части использовался привод для дискет, а снизу – клавиатура. С обратной стороны — всевозможные входы и выходы. Мне кажется, что это была полусамодельная конструкция, просто хорошо выполненная.

К этому «Спектруму» продавец предложил кучу дисков с программами и играми. Увы, но, как и с кассетами, часть дисков не читалась.

Для модификации со 128 КБ ОЗУ уже можно было найти соответствующие программы: создание рисунков типа Paint, написание музыки.

Кроме того, такое устройство позволяло сохранять мои приложения, написанные на Sinclair BASIC. Я даже делал простейшие игрушки: создавал персонажей из спрайтов, рисовал лабиринты, где необходимо было собирать разные артефакты. Позже пытался это все повторять в машинных кодах, но это было не так легко. Хотя скорость обработки меня поражала: на «Бейсике» изображение могло появляться до нескольких секунд, а программы на машинном коде выдавали картинку моментально.

Дальнейшая история этого устройства довольно любопытная. На Станции юных техников, куда я ходил в кружок электроники, познакомился с парнем, который заинтересовался моим ZX Spectrum 128k. Дело в том, что я частенько приносил его в СЮТ, чтобы ребята могли познакомиться с необычным, как сейчас говорят, гаджетом. На тот момент компьютеры были в диковинку, а на компактном «Спектруме» можно было и играть, и программировать. К тому же не нужно было подключать к специальному монитору.

Так вот, знакомый предложил обменять ZX Spectrum на настоящий ПК, который лежал у него дома без монитора. Поскольку парнишка не особо разбирался в технике, то описал аппарат так: железная коробка белого цвета, внутри какая-то плата, вроде бы есть иностранная надпись Intel.

Естественно, я загорелся желанием побыстрее совершить бартер. В итоге каждый день в течение двух недель носил с собой «Спектрум» к нему домой, но его не оказывалось на месте (позже выяснил, что он уезжал в отпуск с родителями).

В общем, все закончилось тем, что я отдал ему ZX, а он мне вручил металлический короб. И что же оказалось внутри? Конечно, я рассчитывал на какое-нибудь навороченное «железо», но получил всего лишь горизонтальный корпус типа MidiTower, материнскую плату и процессор Intel 80286, который в простонародье называли «двести восемьдесят шестой».

Поначалу такой обмен меня немного огорчил. Ведь я приобрел просто системный блок. Но в дальнейшем купил монитор, привод для CD-дисков и получил адекватный для того времени компьютер, на котором можно было программировать на полноценном Basic и даже играть в игры. Но это уже другая история.

В качестве заключения

К написанию данного материала меня побудила идея хоть немного отвлечь вас от мрачноватых новостей последнего времени. Уверен, что многие дядьки 35+, прочитав это, вспомнят свой опыт общения с легендарным домашним компьютером ZX Spectrum. И неважно, в какой модификации он был у вас дома. Небольшая нотка ностальгии никогда не помешает, и, надеюсь, поднимет ваше настроение.

Жду в комментариях: а какие подобные ZX Spectrum устройства были у вас, во что играли?

Sinclair BASIC — Мир классического спектра

Обратите внимание, что это содержимое исходного сайта WoS и может быть уже неактуальным. Если у вас есть какие-либо вопросы, свяжитесь с нами.

[ Введение | Лицензия | Переводчики | Расширения | Компиляторы | Руководства | Статьи | Источник ]

ВВЕДЕНИЕ

Sinclair BASIC — это популярная версия языка программирования BASIC (Универсальный код символических инструкций для начинающих). Первоначально написанный для ZX80, теперь он доступен для широкого круга компьютеров в собственных версиях или через эмуляцию.

ЛИЦЕНЗИЯ

Sinclair BASIC защищен авторскими правами © 1980-81 Nine Tiles Networks Ltd, © 1982-87 Amstrad PLC, © 1983 Sinclair Research Ltd, © 1983 Timex Corporation.

Авторские права ужасно сложны, потому что Sinclair никогда не владел правами на Sinclair BASIC. Все права оставались за Nine Tiles до тех пор, пока Amstrad не купила права на ZX Spectrum. После продажи права на ZX80 и ZX81 остались у Nine Tiles, права на Interface I остались у Sinclair, а права на TS2000 BASIC остались у Timex. Результатом этого является то, что версия ПЗУ Spectrum 128 от Spansih технически частично принадлежит всем вышеперечисленным компаниям.

Nine Tiles Networks разрешает распространение под лицензией GNU GPL. Sinclair не заявила о своей позиции, но и не стремилась предотвратить распространение. Timex разрешает распространение. Amstrad разрешает распространение программного обеспечения только при условии, что оно сопровождается эквивалентом следующего заявления:

«Amstrad любезно предоставила разрешение на распространение своих материалов, защищенных авторским правом, но сохраняет это авторское право»

ПЕРЕВОДЧИКИ

  • BASin Пол Dunn — полная среда разработки Sinclair BASIC для Windows/Wine, включая расширенный редактор, графические инструменты и полный набор руководств в интерактивной справке. [10.13.08]
  • Sparky eZX BASIC от Ричарда Келша — 24-разрядная версия Sinclair BASIC для архитектуры eZ80. [07.09.07]
  • ROMU6  Сезар и Хуан Эрнандес — интерпретатор Sinclair BASIC для MSX. [06.06.94]
  • Spectrum 48  от Whitby Computers Ltd — интерпретатор Sinclair BASIC для Commodore 64.
  • Sinbas  Павела Направника – интерпретатор Sinclair BASIC для DOS. [26.06.00]
  • Базовый Филип Кендалл — интерпретатор Sinclair BASIC для Unix (готово 80%). [08.11.02]

РАСШИРЕНИЯ

  • Beta Basic  от доктора Эндрю Райта — огромное количество расширений, которые позже стали SAM Basic.
  • Gosh Wonderful от Geoff Wearmouth — сменное ПЗУ, которое исправляет ошибки и добавляет токенизатор, список потоков, команды удаления и перенумерации.
  • YS MegaBasic Майк Лиман — расширения и редактор спрайтов из журнала Your Spectrum.

КОМПИЛЯТОРЫ

  • HiSoft BASIC
  • ХайСофт Кольт
  • Лазер
  • Плавающая точка Softek
  • Zip-компилятор

РУКОВОДСТВА

  • Вводный буклет ZX Spectrum
  • ZX Spectrum BASIC Руководство по программированию
  • Руководство ZX Spectrum 128K
  • ZX Spectrum 128 +3 руководство
  • Руководство по ZX Interface I и Microdrive
  • TS2068 Техническое руководство
  • Руководство по эксплуатации ZX80
  • ZX81 BASIC Руководство по программированию
  • Руководство пользователя Timex TC2068 на португальском языке
  • Beta Basic 4. 0, руководство
  • Руководство по YS MegaBasic
  • Руководство по HiSoft BASIC

СТАТЬИ

  • История Sinclair BASIC  Эндрю Оуэн – Взгляд на эволюцию языка. [08.04.08]

ИСТОЧНИК

  • Полная разборка ПЗУ Spectrum от Drs. Ян Логан и Фрэнк О’Хара — Оригинальная англоязычная дизассемблированная версия Spectrum ROM. [01.01.83]
  • Разборка ПЗУ Spectrum Shadow Джанлука Карри — Разборка ПЗУ интерфейса ZX I (код которого был повторно использован в Spectrum 128). [01.01.85]
  • Коллекция файлов сборки ПЗУ ZX Джеффа Вирмаута и др. др. – Оригинальные и улучшенные файлы сборки для ZX80, ZX81, Spectrum и Interface I. [02.06.05]
  • Неполная разборка 128K ROM  Мэтью Уилсон и др. др. — Разборка редактора ROM от UK Spectrum 128. [10.08.08]

Print — ZX Basic Wiki

Синтаксис

 PRINT [][;]
 

Описание

ПЕЧАТЬ — это предложение, используемое для вывода информации на экран. Экран ZX Spectrum разделен на 24 строки (пронумерованные
от 0 до 23) и 32 столбца (пронумерованные от 0 до 31). Таким образом, оно состоит из 24 х 32 = 9.6 ячеек. К ячейкам относятся
его координата (строка, столбец), являющаяся (0, 0) самой верхней левой ячейкой и (23, 31) самой нижней правой ячейкой.

На экране есть скрытый курсор , который указывает на координату, где будет напечатан следующий символ.
Каждый раз, когда что-то печатается, также печатается возврат каретки , а экранный курсор перемещается на
следующая строка (ряд):

 ПЕЧАТЬ "Я НА ОДНОЙ ЛИНИИ"
ПЕЧАТЬ "Я НА СЛЕДУЮЩЕМ"
 

Если вы не хотите, чтобы это произошло, вы можете добавить точку с запятой (;) в конце ПЕЧАТЬ предложение и следующее
напечатанное выражение останется на той же строке:

 PRINT "I'M ON ONE LINE";
ПЕЧАТЬ "... И Я ТОЖЕ НА ТОЙ ЖЕ ЛИНИИ"
ПЕЧАТЬ "И Я НА НОВОЙ ЛИНИИ"
 

Обратите внимание, что первый PRINT заканчивается точкой с запятой, чтобы избежать возврата каретки . Выполнение одного PRINT просто
перевести курсор на следующую строку.

ПРИМЕЧАНИЕ : когда курсор достигает конца экрана, он прокручивается вверх все ряды 1 позиция.

Давайте напечатаем числа от 0 до 25 и посмотрим, что произойдет:

 CLS: REM Очищает экран и помещает курсор в самый верхний левый угол
ДЛЯ я = 0 ДО 25
  ПЕЧАТЬ я
СЛЕДУЮЩИЙ я
 

Вы увидите, что цифры 0 и 1 исчезли (они были сдвинуты вверх и исчезли с экрана).

ПРИМЕЧАНИЕ : Когда экран очищается с помощью CLS, курсор устанавливается в положение по умолчанию (0, 0),
то есть самый верхний левый угол экрана.

PRINT может печатать все, что является одним выражением (также называемым элементом ).
То есть строки (как в предыдущем примере), числа, значения переменных и элементы массива.
(он не может напечатать весь массив; это не одиночный элемент , а коллекция):

Например:

 LET a = 5
PRINT "Переменная 'a' содержит значение: ";
РАСПЕЧАТАТЬ
 

Действительно, если вы хотите связать несколько выражений одно за другим, вы можете цепочка их в одном предложении PRINT
используя точки с запятой:

 ПУСТЬ a = 5
PRINT "Переменная 'a' содержит значение: "; а
 

Изменение позиции печати

Вы можете изменить текущую позицию курсора с помощью модификатора AT:

 ПЕЧАТЬ AT 5, 0; "Это сообщение начинается с ROW 5"
ПЕЧАТЬ НА 10, 10; "Это сообщение начинается с ROW 10, COLUMN 10"
 

Опять же, вы можете объединить все PRINT элементы , используя точку с запятой:

 PRINT AT 5, 0; "РЯД 5"; В 10, 10; "СТРОКА 10, СТОЛБЦ 10"
 

Изменение внешнего вида

Вы можете временно изменить внешний вид печатаемых элементов, используя их встроенные:

 CLS
ДЛЯ i = от 1 до 7
  ПЕЧАТЬ В я, 0; БУМАГА 0; ЧЕРНИЛА я; "ПЕЧАТЬ В РЯД"; я; "ЧЕРНИЛАМИ"; я
СЛЕДУЮЩИЙ я
 

Дополнительную информацию см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *