Усилитель на одной 6п6с: Ламповый аудио усилитель на 6П6С с оригинальным решением импульсного БП » Журнал практической электроники Датагор
|Содержание
Ламповый двухтактный усилитель с нетрадиционным питанием на лампах 6П6С и 6Н9С
Для питания современных ламповых усилителей чаще всего применяют кенотронные выпрямители напряжения. Их основное преимущество перед полупроводниковыми — задержка подачи анодного напряжения. Однако, этой задержки можно добиться и при помощи источника тока, например, на полевом транзисторе. Он же может служить ставшим популярным в последнее время «электронным дросселем». Тем не менее это устройство не может в полной мере заменить полноценный, «медно-железный» дроссель. Соотнеся эти факты, мне пришла в голову идея создания лампового усилителя с не совсем стандартным блоком питания. В качестве входной лампы применен двойной триод 6Н9С. Он дал наиболее естественный, живой звук из ряда ламп: 6Н1П, 6Н2П, 6Н23П, ЕСС83, 6Н8С, 6Н9С. 6Н8С по звуку оказалась очень похожа на 6Н1П, Звук оказался слегка завуалированным, мутноватым. ЕСС83 похожа на 6Н23П, недаром их любят современные аудиоинженеры особенно западные) за мягкий, теплый звук. 6Н2П – чисто гитарная лампа, в домашнем аудио ее лучше не применять. Самый живой звук удалось получить именно с лампой 6Н9С. В мощной части усиления применены лампы 6П6С. Для оконечного каскада лампы выбирались из октальных 6П3С, 6П3С-Е, 6П44СМ, 6П6С, 6П31С. Именно тетроды, никакой триодной романтики. Лампа 6П6С выбрана как самая музыкальная. Данная подборка ламп позволила создать весьма чувствительный усилитель, который при громком воспроизведении музыки не забывает передавать ее тихие нюансы, что весьма ценно. При прослушивании была использована акустика сопротивлением 8 Ом и чувствительностью 91 дБ (Ultimate Stage TR36). С ней усилитель показал потрясающие результаты. Звуковая картина была панорамной, масштабной, не смотря на расстояние между колонками более трех метров. Особенно порадовал бас, даже не оказалось необходимости накручивать его с помощью темброблока на источнике сигнала. Подобная аудиосистема вполне самодостаточна и без сабвуфера. Прослушивание тестовых композиций подтвердило это.
Фазоинверсный каскад (Рис.1), он же входной, осуществлен на обоих триодах лампы 6Н9С. Перед окончательным монтажом конструкции мною было опробованы два варианта фазоинверторов: вышеупомянутый, а так же фазоинвертор с расщепленной нагрузкой(Рис.2). Единственным достоинством последнего стала простота настройки, которая заключалась в подборе равных величин анодного и катодного сопротивлений. Балансный каскад сложнее, так как требует настройки не только по постоянному току (для установки рабочей точки на ВАХ), но и по переменному, то есть по величине переменного сигнала на сетке второго триода. Так же немаловажное преимущество балансного каскада – бОльшее (по сравнению с каскадом с расщепленной нагрузкой) усиление. Хотя, как известно, каскад с расщепленной нагрузкой усиления не дает вообще. Однако, на входной каскад и фазоинвертор изначально было предусмотрено только два триода в баллоне одной лампы. Поэтому выбор почти однозначно пал на балансный фазоинвертор.
^Нажмите для увеличения^
^Нажмите для увеличения^
Вообще ламповые усилители ЗЧ следует рассчитывать «с конца».
RC-цепочка в анодной нагрузке входных триодов установлена для улучшения работы усилителя. Немногие источники с описанием конструкций, в которых применена такая цепочка. Сопротивление резистора R определяется по формуле: R=0,12*Ra
Емкость конденсаторов С3 и С4 определяется экспериментально при подаче на вход усилителя сигнала частотой 1000 Гц. Наблюдается прямоугольный сигнал на выходе каскада. Подбором емкости конденсатора С3 (С4) добиваемся его наилучшей формы. Лампу 6Н9С стоит подбирать с одинаковыми параметрами обоих ее триодов, здесь это весьма принципиально. Однако, для других ламп того же типа значение этой емкости будет уже другим. Конечно же, никто не собирается слушать прямоугольный сигнал, но применение подобной RC-цепочки лишний раз говорит о тщательности настройки каскада.
Лампа 6П6С работает в режиме согласно даташиту в режиме:
Ua=250 В;
Ia=70 mA;
Uc1= -15 В;
Uc2= 250 В;
Ic2=5 mA;
Ра=17,5 Вт;
Raa=10 kOm.
Рвых=10 Вт. (класс А)
Перевод тетрода 6П6С с большим внутренним сопротивлением в триодный режим не улучшает положения – в таком случае выходная мощность даже в двухтактном варианте не превышает 4 Вт, что, несомненно, недостаточно для желаемого уровня громкости.
В качестве нагрузки входного каскада применено составное сопротивление из двух параллельно соединенных резисторов. Помимо субъективных предпочтений такого способа организации нагрузки, данным способом еще выигрывается максимальная мощность, рассеиваемая на нагрузке.
В устройстве отсутствует регулятор громкости. После многих экспериментов с переменными резисторами, фирмы ALPS – в том числе, они не дали удовлетворительного результата: у некоторых при равном угле поворота ручки регулятора была разная громкость в каналах усилителя, а большинство давали заметное влияние на звук давали ощутимое влияние. Поэтому было решено регулировать громкость с источника сигнала – и только тогда звучание стереосистемы стало безукоризненным.
В усилителе питание организованно не совсем традиционно: применены как классические, «железные», так и электронные дроссели. Как видно из схемы (Рис.4), в силовом трансформаторе только одна анодная обмотка, общая для обоих каналов. Таким образом получены меньшие фазовые сдвиги между каналами.
Конструктивно корпус усилителя выполнен в виде деревянного ящика габаритами 220*500*80 мм. Схема расположения элементов конструкции в нем представлена на (Рис.6). Корпус открытый, то есть его лампы выведены наружу. Силовой и выходные трансформаторы разнесены в противоположные стороны корпуса, между ними – лампы. Дроссель блока питания расположен рядом с силовым трансформатором, его обмотка защищена декоративным металлическим кожухом. Материал корпуса – древесина, покрашенная автомобильной краской баллоном-распылителем. Каждый из выходных трансформаторов помещен в индивидуальный чехол, сделанный из поликарбоната, обработанный шпатлевкой и так же покрашенный. В итоге получились вполне красивые чехлы. Пространство между чехлом и трансформатором залито парафином, но вполне допустимо применить и воск. Сборка из чехла и трансформатора монтирована на корпус усилителя при помощи эпоксидной смолы. В месте соединения корпуса и выходных трансформаторов в корпусе следует просверлить отверстия для проводников, идущих от трансформатора.
Моточные данные выходного трансформатора такие: первичка 5100 витков провода диаметром 0.2 мм с отводом от середины. Вторичная обмотка — 160 витков провода диаметром 0,9 мм для нагрузки 8 Ом
В качестве магнитопровода использован сердечник от трансформатора ТС-80. Используя его, мы добиваемся нижней частоты воспроизведения 25 Гц (по уровню +/-2 дБ). Коэффициент трансформации равен 31. Трансформатор содержит две одинаковые катушки. Каждая из них содержит по 3 секции первичной и две секции вторичной обмоток. Каждая из секций первичной обмотки содержит 850 витков медного провода соответствующего диаметра, каждая из вторичных секций состоит из 40 витков. Все секции первичной и вторичной обмотки соединены между собой соответствующим образом. Межслойная изоляция – конденсаторная бумага, что бы там про нее не говорили. Мотать нужно очень плотно, так как окно магнитопровода невелико. Все вторичные обмотки соединены последовательно. Вообще, соединять вторичные обмотки последователь или параллельно – не очень хорошо, впрочем, это вопрос весьма отдельный. После намотки катушки (пока еще без магнитопровода) следует проварить в воске или парафине в течение 4-5 часов.
Каждый из выходных трансформаторов проварен в воске и заключен в индивидуальны чехол их поликарбоната. Размеры чехлов: 130*85*110 мм. Пространство между трансформатором и чехлом так же заполнено воском. Нет, не бойтесь, в процессе работы усилителя воск не плавится. Неровности на месте спаев чехлов замазываются шпатлевкой, сушатся и затираются мелкозернистой наждачной бумагой. Готовые чехлы красят из баллона. При работе даже на полную выходную мощность трансформаторы молчат, как и должно быть.
Дроссель L1 содержит две одинаковые обмотки. Он намотан на магнитопроводе из Ш-образных пластин размером 70*80 мм. Толщина набора – 20 мм.
В качестве силового трансформатора применен перемотанный телевизионный ТСШ-170. Напряжения его вторичных обмоток указаны на схеме блока питания (Рис.4).
Максимальная выходная мощность усилителя составляет 10 Вт, но я снял характеристики при уровне выходного сигнала, обычного для эксплуатации в случаях для нагрузок 8 и 4 Ома соответственно.
Настройка усилителя заключается в балансировке фазоинвертора. Регулировкой переменного резистора R11 добиваются равенства переменных напряжений на анодах триодов при переменном сигнале на входе усилителя. Далее на вход подают прямоугольный сигнал и подбором, а лучше — плавной подстройкой конденсатора переменной емкости добиваются наилучшей формы прямоугольника на выходе каскада. Затем настраивается оконечный каскад. Очень важно не ввести выходной трансформатор в насыщение, а, так как этот каскад двухтактный, то нам необходимо установить равные токи в каждом плече. В конструкции я использовал неподобранные пары ламп 6П6С, что не помешало получить прекрасные результаты. Регулировкой резисторов R14 и R15 добиваемся равных токов анода. Хорошо, если по величине они будут хоть чем-то похожи на значения, указанные в даташите. Резистор обратной связи R* переменный, его сопротивление выбирается по вкусу в пределах от 2,7 до 4,7 кОм. Его регулировкой добиваемся наиболее устойчивой работы на максимальной громкости по басу.
О комплектухе несколько слов. Катодные полярные конденсаторы от производителей Rubycon и Jamicon, неполярные конденсаторы, стоящие в блоке питания – отечественные, марки К73-17, К73-16, конденсатор С7 и С9 в ФИ – марки К42У-2, С8 и С10 – марки КСО. Эти конденсаторы, вопреки своему большому возрасту, ведут себя очень нейтрально, и шунтирование ими межкаскадных конденсаторов бОльших емкостей благоприятно сказывается на звуке. Хваленые на форумах конденсаторы Wima показали не лучший результат.
Анодные резисторы – углеродистые, марки С2-23-1, остальные – МЛТ или ОМЛТ.
Все лампы очень полезно подобрать в пары по равному току покоя в рабочей точке или хотя бы брать образцы одной даты выпуска из одной партии.
Силовой и выходные трансформаторы максимально удалены друг от друга. Ламповые панельки вмонтированы в П-образную конструкцию из фольгированного текстолита.
Выходные клеммы расположены за выходными трансформаторами, длина проводов между клеммами и трансформаторами – минимальная.
Автор: Андрей Тимошенко http://www.heavil.ru
Источник
2 755, 1
Однотактный ламповый усилитель 6Н9С и 6П6С
После успешной сборки трехлампового усилителя Губина у меня появилось желание самостоятельно просчитать все детали схемы и по собственным расчетам построить однотактный усилитель.
Стал вопрос выбора ламп. Тут мне очень помогла статья Вадима Пузанова «Однотактный ламповый…, возвращаясь к напечатанному». В статье хорошо описан опыт применения различных ламп в усилительных схемах. Также подробнейшим образом рассмотрены нюансы конструирования схем ламповых усилителей. Большая мощность на выходе мне ни к чему, основной упор на качество, поэтому выбор пал на лампу 6П6С, и в драйвере 6Н9С.
Обложившись книгами сделал расчет всех элементов схемы в Mathcad. Расчет лампового усилителя делается «с хвоста», в таком порядке и выкладываю результаты.
Расчет оконечного каскада на лампе 6П6С |
Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н9С |
В результате расчетов получилась вот такая схема. Хочу отметить пару ключевых моментов.
1. Усилитель рассчитан на работу с источником сигнала напряжением не более 1В. Если у вашего источника амплитуда сигнала более 1В необходимо пересчитать параметры каскада предварительного усиления а именно: увеличить смещение до 3,5 — 4В, изменить номиналы резисторов R3 и R4.
2. Номинал и тип межкаскадного конденсатора С3 меньше почти в два раза от расчетного значения и определён методом подбора. По расчету номинал С3 зависит от коэффициента частотных искажений Мнк. Величиной этого коэффициента мы задаемся как бы «на глаз». В реальной схеме этот конденсатор на мой взгляд проще подобрать опытным путем. Слушал усилитесь с конденсаторами разных типов и номиналов, из всех мне больше понравился именно К71-7 0.1мкФ.
3. В схеме нет конденсаторов шунтирующих электролиты. Опять же на мой слух с шунтирующими конденсаторами высокие частоты играли «грязно» или слишком звонко, затрудняюсь это ощущение правильнее передать. Убрал — всё стало на свои места.
Схема однотактного усилителя на лампах 6П6С и 6Н9С (один канал). |
Схема блока питания. Питание накалов ламп разделено по каскадам. |
Вот как выглядит эта схема в макете. Лампы расположены в один ряд. Двойной триод 6Н9С посредине. На момент написания статьи усилителю исполнилось полтора года. Всё это время использую его для прослушивания музыки. Звучанием доволен.
Фото сделано сразу после монтажа деталей. В окончательном варианте все шунтирующие конденсаторы я убрал и заменил межкаскадные К40-У9 на К71-7 |
В драйвере можно также использовать лампу 6Н8С. Её мощности немножко не хватает чтобы раскачать 6П6С. Но если Вам не нужна большая громкость то эта лампа подойдет по моему субъективному восприятию даже лучше чем 6Н9С.
Далее привожу расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С и схему усилителя.
Эту схему я собрал первой. Звук мне понравился но громкости немножко не хватило. Поэтому просчитал каскад предварительного усиления на лампе 6Н9С и остановился на схеме описаной выше.
Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С |
Однотактный усилитель на лампах 6П6С и 6Н8С |
Использованная литература.
Больше всего почерпнул из этой книги — Г.С.Цыкин Электронные усилители 1965г. Написано просто и понятно, много примеров.
Очень помогли мне статьи Вадима Пузанова, о котором я уже упоминал в начале этого рассказа
Также листал но толком не читал такие книги:
Электронные усилители Г.С. Рамм 1966
Электронные и транзисторные усилители низкой частоты. Чудновский И.Я., 1968
Хвиливицкий С.И., Медякова Л.В. Расчёт и проектирование усилителей низкой частоты 1958
Справочник радиоинженера, Р. Лэнди, Д.Дэвис, А.Альбрехт, 1961
Гитарный усилитель с 6P6S (6V6) и, возможно, 12AX7
клопссон
Участник
#1
#1
Привет всем,
Я из Польши, и это мой первый пост здесь, поэтому прошу проявить снисходительность, так как я новичок с лампами
Итак, я решил собрать свой первый маломощный ламповый гитарный усилитель. В прошлом я построил несколько усилителей, но с тех пор не использовал в них лампы. У меня есть одна российская лампа 6П6С (электрически идентична 6В6) и она будет основой для усилителя мощности.
В качестве предусилителя я бы сделал это, если возможно. Я имею в виду, можно ли подобрать усилитель мощности на 6П6С (это обязательно, поэтому, если мне придется изменить свою идею, я лучше поменяю предусилитель). Я был бы очень признателен, если бы кто-нибудь здесь мог помочь мне со схемой для этого
Или, если у кого-то есть другая идея, особенно лучше моей, я был бы признателен за это
РЕДАКТИРОВАТЬ: Извините, я не упомянул об этом: это будет для БАС-гитары…
Привет
Последнее редактирование:
тинитус
Бывший модератор Р.
И.П.
#2
#2
привет, извините, но у нас есть технические проблемы с вашим сообщением
мы работаем над этим
модерация
кажется все в порядке
извините за задержку
клопссон
Участник
#3
#3
Нет проблем, приятно наконец это увидеть…
Есть идеи?
Кассиэль
Отключенная учетная запись
#4
#4
Тинитус играет на басу, достаточно ли 5 Вт для занятий в спальне?
В вашем предусилителе нет контура обратной связи. Я думаю, что SE (одна выходная лампа) без обратной связи — не лучшая идея для басового усилителя.
Драгондримс
Участник
#5
#5
Я тоже играю на басу, и 5 Вт более чем достаточно для уровня спальни. В одном из моих собственных усилителей есть возможность понизить выходную мощность до 2 Вт (используя 6N1P), и часто этого достаточно громко. ..
клопссон
Участник
#6
#6
Чистый канал на основе схемы Fender. Я хотел бы изменить его, чтобы он подходил для басового комбо. С некоторой помощью, конечно, потому что я достаточно молод, чтобы жить
5 Вт ламповой мощности достаточно, даже больше — ламповый усилитель 5 Вт (но предназначенный для гитары — я лучше гитарист, чем басист), смешанный с 300-ваттным кабинетом. моя конфигурация для репетиций нашей группы — и это круто, я себя хорошо слышу.
Также: усилитель будет питать в комбо два 8-дюймовых динамика, по 10 Вт каждый, так что «более сильный» усилитель мне не подойдет.
Последнее редактирование:
Кассиэль
Отключенная учетная запись
#7
#7
Шкаф мощностью 300 Вт
Нажмите, чтобы развернуть…
Для гитары?
два 8-дюймовых динамика мощностью всего 10 Вт каждый
Нажмите, чтобы развернуть…
Для баса?
Я не слежу за тобой, это бессмысленно. В любом случае, для чистого плотного баса однотактная топология не подойдет. Итак, ламповый предусилитель + усилитель SS или двухтактный.
клопссон
Участник
#8
#8
С корпусом мощностью 300 Вт это был только пример того, что может сделать крошечный усилитель.
В этом есть смысл, потому что большой кабинет (300Вт) для меня — это всего лишь кабинет ГИТАРЫ, для игры на гитаре в моей группе с еще одной головкой мощностью 5 Ватт, которую я уже купил.
Этот басовый комбо (на этом 2 динамика) будет работать только дома (без использования полной мощности) для обучения, потому что (как я уже говорил) я не басист. Может быть, в будущем я подключу что-нибудь побольше, но сейчас это далеко-далеко…
Значит, использование 6P6S будет плохой идеей?
Последнее редактирование:
Кассиэль
Отключенная учетная запись
#9
#9
Значит, использование 6П6С будет плохой идеей?
Нажмите, чтобы развернуть…
Плохая идея — строить усилитель, не зная, что делаешь. Сначала прочтите что-нибудь о басовых усилителях и басовых кабинетах. Поисковая система Google работает хорошо.
матон00
Участник
#10
#10
Кассиэль сказал:
Плохая идея — строить усилитель, не зная, что делаешь. Сначала прочтите что-нибудь о басовых усилителях и басовых кабинетах. Поисковая система Google работает хорошо.
Нажмите, чтобы развернуть…
да ладно……
какие трансформаторы у вас есть или какие у вас есть возможности?
Я сделал это и не жалуюсь.
и это очень просто.
фанкитек
Участник
#11
#11
Этот вариант выглядит вполне разумным и легко доводимым до совершенства для первого проекта. Кроме того, запчасти легко и дешево приобрести.
Односторонние топологии прекрасно подходят для заявленного использования плакатов. Это только для практики и для удовольствия. Так что получайте удовольствие.
матон00
Участник
#12
#12
единственная непрактичная вещь, это то, что у вас будут небольшие проблемы с усилением, но вы сказали, что собираетесь сделать регулятор тембра? если это правда, у вас не должно быть никаких проблем.
С уважением
Искренне Ваш: Адриан.
kevinkr
Администратор
№13
№13
Поскольку это ветка про гитарный усилитель, я перенесу ее на форум инструментов и усилителей, где она и должна быть.. Добро пожаловать в diyAudio!
Принтер2
Участник
№14
№14
Я бы подумал, что резистор 1,5 кОм на входном катоде и регулятор средних частот не слишком важны для маломощного усилителя. Но если у вас есть горшок в любом случае, почему бы и нет.
kevinkr
Администратор
№15
№15
maton00 сказал:
да ладно……
какие трансформаторы у вас есть или какие у вас есть возможности?
Я сделал это и не жалуюсь.
и это очень просто.Нажмите, чтобы развернуть…
Вы действительно не подключили B+ к центральному ответвлению на этом трансформаторе, не так ли? В этой конфигурации нагрузка 8 Ом отражает только 1/4 полного сопротивления первичной обмотки на 6V6.. (также только 1/4 первичной индуктивности)
Я понятия не имею, имеет ли этот трансформатор первичную обмотку 20 кОм, как было бы подразумеваемый 5K + 5K, показанный на вашей схеме (маловероятно), более вероятно, что это первичная обмотка 10K, и в этом случае импеданс, отраженный на пластине 6V6, будет около 2,5K, что немного ниже для хорошей производительности. Правильный выходной трансформатор 5K SE с зазором, вероятно, обеспечит лучшую производительность.
Существует второй триод, который можно использовать с вашей текущей линейкой ламп, не должно быть слишком сложно получить дополнительный требуемый коэффициент усиления на двух каскадах.
матон00
Участник
№16
№16
это двухтактный трансформатор на 10 кОм, использующий только его половину, на случай, если у вас нет опции SE на 5 кОм.
другая половина 6sn7 может использоваться для большего усиления, или в случае необходимости другого модуля SE, если вы не хотите пропустить его использование (6sn7), вы также можете поместить в ту же схему 12au7 или 6n1p или 6j5 оставив все без изменений.
Последнее редактирование:
kevinkr
Администратор
# 17
# 17
Половина первичной обмотки 10 кОм — это не 5 кОм, а 2,5 кОм, так как коэффициент импеданса масштабируется как квадратный корень из коэффициента витков, который равен 1/2, поэтому импеданс равен 1/4 или 2,5 кОм. IMO, вы можете ожидать лучшей производительности с настоящим трансформатором 5K SE, как я уже отмечал ранее.
матон00
Участник
# 18
# 18
Вот что я хотел сказать:
Выходной каскад на триоде
6П6С: эксперименты первого прохода.
мондогенератор
Член
#1
#1
Выходной каскад SET на триодах: 6P6S и 6P1P-EV
Сегодня у меня появилось время попробовать выходной каскад на базе рефлектора 6P6S, который я купил несколько недель назад (до того, как мир перестал вращаться).
Несколько недель назад я построил тестовую плату с разъемами для каждой модели клапана, поэтому она должна позволить легко сравнить два клапана.
Первые результаты с 6П6С весьма обнадеживают. Я еще не пробовал 6P1P.
Установка каскада с автоматическим смещением, катодный резистор с полным шунтированием, с использованием OPT Jan Western 4k/5k.
B+ был 250В и 300В. Подключение анода к G2 через резистор 220R.
Rk 820R, зашунтированный 470 мкФ, дает Vg около -22 В и анодный ток около 25 мА в состоянии покоя.
При такой настройке коэффициент усиления выходного каскада находится в районе 5,5 В/В. (Разомкнутый контур)
Работа в обратном направлении, для 1 Вт в 8R на вторичной обмотке (3 В RMS) требует размаха около 99 В на первичной обмотке — вероятно, это максимальное чистое размах напряжения при использовании триода на 300 В HT. (5к первичный ВДГ)
Использование небольшого трансформатора для повышения напряжения в выходном каскаде, поскольку генератор сигналов ограничен 7 В RMS, и наблюдение за входным напряжением с помощью осциллографа, и мне требуется примерно 16 В RMS для достижения выходной мощности чуть более 1 Вт.
Следующие идеи, которые стоит попробовать:
0, попробуйте эквивалентную схему с 6P1P.
Или…
1, Катодное смещение светодиода на 22 В или больше, возможно, для размещения большего входного сигнала.
2, подключить G2 к неиспользуемому отводу 4k OPT, примерно для 10% распределенной нагрузки — ожидаем большего усиления и выхода, насколько? Кто знает?
3, катод CCS (дополнительная работа)
Есть идеи, кроме этих?
Какой из них я должен попробовать в первую очередь?
Приветствуется любой ввод.
Берегите себя, ребята
Последнее редактирование:
мондогенератор
Член
#2
Так или иначе, мне нужен предшествующий каскад усиления.
У меня есть несколько использованных ECC88, мне нужно проверить, что может дать часть этого прироста. Если они работают.
У меня полно сверхминиатюрных 6Н16Б, 6С6Б — в духе советской темы.
Возможно
Какой-то кремниевый усилительный каскад на входе.
Возможно,
Некоторая глобальная обратная связь используется в кремниевом входном каскаде?
Это ересь?
ArcticBrew
Участник
#3
#3
Я купил несколько десятков лет назад по 2 доллара за штуку.
Я использовал их в двухтактных усилителях Magnavox и SE, двухтактных усилителях Dard и нескольких нестандартных усилителях. Во всех усилителях они работали нормально.
Я проверил их на испытательном стенде SE с обратной связью типа Schade и 350 вольт HT. Я получил чуть менее 5 Вт при отсечении и без красного покрытия.
Я использовал их в системе двухканального усиления в SE, управляя ESS AMT. Я был очень доволен этим устройством и использовал его в течение многих лет.
Удачно купил усилитель 300B SE. Я подключил его к АМЦ для проверки, и он сразу стал постоянным.
Если бы у меня не было усилителя на 300 В, я бы все равно использовал 6P6S в SE для управления AMT.
Стив
Арктикбрю
Участник
#4
#4
Я попробовал их связать триодом и получил 1+ ватт. Они звучали очень хорошо.
Я не услышал разницы между триодом и пентодом с обратной связью Schade. Итак, я остановился на версии обратной связи Schade из-за большей выходной мощности.
Настройка усилителя SE снизилась на 3 дБ на частоте 45 кГц.
К вашему сведению: мне проверили слух. Одно ухо подходит для 10кГц, а другое для 14кГц. Так что ваш опыт может легко отличаться от моего.
Бигун
Участник
#5
#5
Не вижу особых причин, по которым они звучали бы иначе.
мондогенератор
Член
#6
#6
Спасибо за ответы
Привет,
Спасибо за ответы и обмен опытом!
В настоящее время я запускаю линию нагрузки для триодной разводки на основе максимальных значений Pd в таблице данных, Pa 13, Pg2 2 Вт, для Pd 15 Вт MAX.
Моя линия нагрузки рассчитана на Па около 12 Вт, максимальное рассеивание около 80%.
Небольшое обновление:
1, я попробовал светодиодное смещение до Vg 24 В, без локальной FB, с триодом — мне нравится усиление, и базовая схема работает достаточно хорошо для ватта или двух — в зависимости от того, где я решаю THD чрезмерно! Почти все 2-я гармоника.
Добавление локальной пластины к сети FB и THD немного лучше, хотя и за счет увеличения требований к приводу.
У меня есть привычка использовать пластину к сетке FB абсолютно везде, вероятно, потому что я никогда не получал глобальную обратную связь, работающую в одной из моих домашних схем.
Но я пришел к этим выводам, в данном случае, попробовав:
2, Использование неиспользуемого касания OPT в качестве касания экрана.
Все прошло не так хорошо. Больше усиления, как и ожидалось, так как я больше не подключаю триод к 6P6S, но заметное увеличение THD, фактически сильно асимметричный выход, по-прежнему в основном 2-я гармоника.
Добавление пластины к сетке FB довольно хорошо устранило асимметрию на выходе, но производительность разомкнутого контура в триоде была сравнима.
Я до сих пор не пробовал CCS
Реакция прямоугольной волны немного корявая, 4 или 5 циклов звона по краям!
Я не использовал конденсатор в обход сетки для заземления на ВЧ или конденсатор в контуре LNFB для ограничения усиления по отношению к ВЧ, и мой OPT показывает некоторый резонанс в диапазоне 40-70 кГц.
Надеюсь, эта нервозность связана с тем, что я опускаю эти компоненты, поэтому мне придется добавить их и посмотреть, что я могу сделать со звоном.
Последнее редактирование:
ТГ
Участник
#7
#7
мондогенератор сказал:
Добавление локальной пластины к сети FB и THD немного лучше, хотя и за счет увеличения требований к приводу.
У меня есть привычка использовать FB от пластины к сетке абсолютно везде, вероятно, потому, что я никогда не получал глобальную обратную связь, работающую в одной из моих домашних схем.
Нажмите, чтобы развернуть…
Семейство 6P6S/6V6 не подходит для этой топологии из-за низкой крутизны. Действительно, вы получите результаты, сравнимые с триодным режимом, но с более тяжелым управлением.
мондогенератор сказал:
Использование неиспользуемого касания OPT в качестве касания экрана.
Все прошло не так хорошо. Больше усиления, как и ожидалось, так как я больше не подключаю триод к 6P6S, но заметное увеличение THD, фактически сильно асимметричный выход, по-прежнему в основном 2-я гармоника.Нажмите, чтобы развернуть…
Попробуйте добавить стабилитрон 5Вт (я бы сказал, 51В, но не стесняйтесь экспериментировать) в цепь сетки экрана, чтобы снизить напряжение экрана относительно пластины.
мондогенератор
Член
#8
#8
Я не пробовал с помощью стабилитрона понизить напряжение питания анода на x вольт, хотя раньше использовал полный стабилитрон с хорошим эффектом в отношении регулирования g2 в режиме пентод/тетрод. ..
У меня есть ощущение, что любой из них будет работать лучше, чем грубая реализация UL, которую я пробовал кратко.
Если бы у меня был правильный OPT, я бы, вероятно, перешел к двухтактной схеме, поскольку то, что я вижу, это в основном 2-я гармоника, которая частично подавлялась бы двухтактной.
Но регулирование g2 может быть подходящим для 2-3 Вт при разумном THD.
мондогенератор
Член
#9
#9
Воскресное обновление
Я попробовал стабилитрон, регулирующий сетку экрана, как было предложено — используя 1N53(38?) Два последовательных стабилитрона 24В 5Вт.
Я не тратил много времени на возню со значениями, ну да ладно, вывод был лучше, а THD нет.
Итак, вернемся к подключению триода к 6P6S, катодному смещению светодиода при -22 В плюс-минус и экспериментам с отводами OPT для оптимизации выходного сигнала. B+ 340В, Iк около 30мА.
5k:8R tap Нагрузка 8R дала самый высокий выходной сигнал, но 2-я гармоника составляет всего -18 дБ при 3,2 В на нагрузке.
Итак, я переключился на использование одного отвода 4R, а другого конца нагрузки — отвода 8R — хороший средний результат, меньший выход, 3,1 В, лучший THD с F2 на уровне -22 дБ
Думаю, это соответствует отраженная нагрузка около 7к, что близко к оптимальной для минимального КНИ для 6П6С (по даташиту)
В обоих случаях у меня цоколь у47, и локальный ООС через резистор 220к (Ri 22к)
мондогенератор
Член
#10
#10
Небольшой эксперимент с 6П1П-ЭВ и результаты аналогичны 6П6С (может быть, я не должен быть слишком удивлен?)
Хотя в даташите указан более низкий допуск как для анодного, так и для g2 вольт, 250В.
Игнорируя это и работая при 340 В и Vg около -20 В, я получаю результаты, очень похожие на 6P6S.
Теперь подумайте о входном каскаде…
Я смотрел на 6N1P, 6N2P, 6N6P…
Ну, кривые таблицы данных для 6N1P и 6N2P не кажутся мне такими уж линейными…. что я упустил ?
6N2P выглядит откровенно ужасно, хотя масштабирование выглядит так, будто эта версия EV для импульсного режима. ..
Наверное, я бы хотел что-то близкое к 12AY7 или AT7… Мне не нужна сцена для телефона….
6N3P и 6N5P выглядят лучше, но трудно найти…
Есть предложения?
Последнее редактирование:
мондогенератор
Член
#11
#11
ТГ сказал:
Семейство
6P6S/6V6 не подходит для этой топологии из-за низкой крутизны. Действительно, вы получите результаты, сравнимые с триодным режимом, но с более тяжелым управлением.
Нажмите, чтобы развернуть…
Да, я согласен, у меня недостаточно опыта, чтобы понять почему, но это правда.
Вывод примерно 5% THD при выходной мощности 1 Вт, в основном 2-й гармоники, не особенно хорош.
Могу я спросить, какой подход эффективен при применении обратной связи к устройству с низкой крутизной?
Обратная связь с катодом каскада от вторичной обмотки?
Или этот тип клапана лучше подходит для работы в открытом контуре?
Последнее редактирование:
ТГ
Участник
#12
#12
В итоге я использовал 6П6С в триодном режиме. Это достаточно хороший тип обратной связи для меня, чистые 2 Вт легко получить.
И в отличие от многих 6V6, это крепкие ублюдки, рассчитанные на 10% выше с точки зрения рассеяния на пластинах и счастливо живущие с 350-370В на пластинах (и вторых сетях), так что вы можете иметь даже больше ватт, хотя вам понадобится какой-то четной компенсации гармоник (например, путем преднамеренной разбалансировки каскада драйвера) для получения приличных значений общего коэффициента нелинейных искажений.
мондогенератор
Член
№13
№13
Я закончил с 340 В на пластине и g2, током покоя от 30 до 35 мА.
И это в триодном режиме
Я не получил ничего близкого к 2 Вт…
Может быть, я слишком консервативен с рассеянием вхолостую?
мондогенератор
Член
№14
№14
Я полагаю, что использование входного повышающего трансформатора могло внести большой вклад в общий коэффициент нелинейных искажений, который я не учел.
Я должен уточнить, что в идеале меня действительно интересует только триодный режим с 6П6С, я просто пока немного удивлен и разочарован, учитывая, что я использовал меньшее устройство вывода (6П30БР) в пентодном режиме, и имел выход приближается к 1 Вт, с гораздо более низким коэффициентом нелинейных искажений (и максимальное значение Pd у 6P30BR примерно вдвое меньше, чем у 6P6S)
Последнее редактирование:
ТГ
Участник
№15
№15
340 В/42 мА с фиксированным смещением (-24..25 В) должно давать около 2,4 Вт (за вычетом потерь в OPT) на нагрузку 4 кОмВт на полном приводе
мондогенератор
Член
№16
№16
Еще раз спасибо за помощь, TG.
Тогда я должен попытаться получить еще несколько Вольт.
В настоящее время мое питание ограничено примерно 345 В в зависимости от тока, с использованием вариатора (0-270 В) для управления изолирующим трансформатором 230:230, мостовым выпрямлением, затем CRC (220u, 100R, 220u)
Также я использую катодное смещение светодиода около -24 В, однако его достаточно легко изменить на собственное смещение и 510 Ом.
Фиксированное смещение, на самом деле это не вариант, без добавления еще одного преобразователя для генерации -ve rail — кое-что, на что мне, возможно, стоит обратить внимание!
Мне действительно нужно приобрести CT OPT и попробовать свою первую двухтактную клапанную ступень — это то, для чего я хотел 6P6S… но что ж… у меня уже есть достаточно подходящий SE OPT — так что это определило направление Я позвонил по номеру
Еще раз спасибо, вы мне помогли и заставили меня задуматься. …и эти пробирки NOS, и , может быть, немного меньше по эмиссии, у меня есть еще 3, чтобы сравнить. Однако, на первый взгляд, они кажутся довольно близкими к ожидаемым, из таблицы данных, в отношении тока покоя, пластинчатых вольт и Vg1 и т. д.
Последнее редактирование:
ТГ
Участник
# 17
# 17
мондогенератор сказал:
Спасибо за вашу помощь снова TG.
Нажмите, чтобы развернуть…
Добро пожаловать
мондогенератор сказал:
Фиксированное смещение, на самом деле это не вариант, без добавления еще одного преобразователя для создания шины -ve — кое-что, на что мне, возможно, стоит обратить внимание!
Нажмите, чтобы развернуть…
На самом деле не проблема:
кодабмкс
Участник
# 18
# 18
Или можно сгенерировать из обмотки нагревателя с помощью умножителей напряжения.
мондогенератор
Член
# 19
# 19
Ahh да с сайта Valve Wizard.
Удивительно, но я не открывал книги за последние несколько недель и не удосужился заглянуть ни в одну из имеющихся у меня книг MJ или MB.
Самопредвзятость всегда казалась «безопасной», что, конечно же, так и есть — платой за это были некоторые потери HT.
мондогенератор
Член
#20
#20
Входной трансформатор
Что ж, этот входной трансформатор всегда был неудачным, чтобы дать мне некоторое усиление напряжения для управления 6P6S от функционального генератора без необходимости использования входного каскада усиления — краткосрочное решение.
Проведение БПФ на входе сетки 6П6С при включенном ТЭНе, но не ВТ, просветляло. По крайней мере, 2% THD распределяется по плате от F2 до F7.
Хорошо. Итак, я вытащил 1-й каскад моего первого лампового усилителя, каскад усиления на триоде с использованием 6S6B, который, как я читал, составляет половину 6N16B (не уверен, насколько это правда, когда я читал на www)
Я удалил все FB из этого каскада, работая в разомкнутом контуре, 2 светодиода для смещения катода.
Затем перемонтировал развязывающий трансформатор на 440 В и осторожно накрутил вариатор на 360 В или около того.