Тикает маятник который: Что такое метроном и как им пользоваться?

Что такое метроном и как им пользоваться?

16-02-2010

В этой статье мы расскажем вам о таком важном в музыкальном мире устройстве, как метроном. Метроном (от греч. metron — мера и nomos — закон) представляет собой особый прибор, используемый для определения темпа. Темп в музыке играет очень важную роль, организуя ее во времени, придавая определенный характер, настроение тому или иному произведению. Но, что есть музыкальный темп? Очень часто понятие темпа заменяют понятием ритма. Делать этого не стоит, поскольку речь идет о совсем разных вещах. В то время, как ритм определяет последовательность длительностей звуков в том или ином музыкальном произведении, темп означает скорость, с помощью которой данное произведение исполняется. Но почему же такую важность приобретает определение скорости исполнения? Дело в том, что в музыке существует более 30 видов темпа, каждый из которых имеет свое название. Некоторые виды темпа на слух едва отличаются друг от друга. Так, к примеру, советский композитор Лео Исаакович Мальтер писал о том, что темп andante con moto («непринужденно, не спеша») быстрее andante con troppo («небыстрым шагом») всего лишь на 4-6 ударов в минуту. Мало кто сможет различить эти два вида без подручных средств. А в тех случаях, когда требования к четкому определению скорости исполнения высоки, на помощь исполнителю как раз и приходит метроном. Кроме всего прочего, метроном позволяет музыканту не сбиваться с указанного темпа. Даже если исполнитель достаточно опытен и хорошо чувствует музыку, он никогда не сможет быть точен настолько же, насколько специально созданный для этого прибор. Человек – не машина, и в определенный момент может начать ускоряться или замедляться. Именно поэтому даже многие профессиональные музыканты стараются пользоваться метрономом во время репетиций. Метроном во многом выполняет дисциплинирующий характер, приучая музыканта к четкому и ровному исполнению. Таким образом, это именно тот инструмент, который может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени. Но как же было изобретено это чудо-устройство?

Немного истории

История создания метронома доказывает, что славу часто получает не тот, кто ее заслужил, а тот, кому просто представился удобный шанс. История эта началась в Амстердаме, где в начале 19 века жил и работал механик немецкого происхождения Дитрих Николаус Винкель (Dietrich Nikolaus Winkel). Значительную часть своего времени Винкель посвящал популярным в то время исследованиям маятников и часовых механизмов. В ходе экспериментов он выяснил, что, если расположить грузики на противоположных сторонах стержня маятника, он будет давать колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени, то есть держать идеально ровный темп. Это открытие и легло в основу создания метронома. Однако, будучи по натуре человеком скромным, Винкель не спешил запатентовать свое изобретение.

Зато о нем прознал другой ученый — немецкий механик и пианист Иоганн Непомук Мельцель (Johann Nepomuk Mälzel). Предприимчивый Мельцель не преминул воспользоваться данной ситуацией: он усовершенствовал внешний вид метронома (доработал форму и добавил измерительную шкалу), а в 1816 году оформил на него патент и организовал производство под своим собственным именем. Первые поступившие в продажу метрономы были дорогостоящими, и не каждый мог позволить себе его приобретение. Тем не менее, устройство, благодаря своей уникальности, быстро обрело популярность в музыкальных кругах. В итоге сам Мельцель снискал большую славу, а Дитрих Николаус Винкель остался почти в безызвестности. С тех пор метроном так и называют «метрономом Мельцеля», а не Винкеля. Примечателен также тот факт, что Мельцель состоял в крепкой дружбе с Людвигом ван Бетховеном, для которого он смастерил слуховой аппарат. Так вот Бетховен тоже внес свою лепту в популяризации метронома. Он первым из композиторов стал указывать в нотах своих музыкальных произведений темп с помощью буквенных обозначений ММ (например, 50мм означает 50 ударов в минуту по метроному Мельцеля). Такими обозначениями принято пользоваться и сегодня.

Что касается массового производства метрономов, то по-настоящему оно было налажено лишь в конце 19 – начале 20 века. Так в 1895 году немецким предпринимателем Гюставом Виттнером (Gustav Wittner) был основано небольшое предприятие по производству высокоточных механических метрономов, которое позже при его сыне Рудольфе получило статус промышленного. Первоначально компания занималась изготовлением исключительно классических моделей метрономов Мельцеля, но затем она начала выпуск еще более точных метрономов, которые были зарегистрированы под торговой маркой «Taktell». Эти метрономы обозначили новый стандарт качества и завоевали признание по всему миру. По сей день компания WITTNER остается крупнейшей и самой известной компанией по производству метрономов.

Что такое метроном и как им пользоваться?

Сегодня на рынке представлено огромное количество самых разных метрономов. Но, в целом, существует две их разновидности:

1. Механический метроном

Это тот самый метроном, который был придуман Винкелем и усовершенствован Мельцелем. В своем классическом варианте он имеет пирамидальный корпус и традиционно изготавливается из дерева. Однако сегодня выбор механических метрономов настолько велик, что можно встретить и пластиковые, и металлические метрономы. Многие производители экспериментируют также с формой метронома. К примеру, компания Wittner выпускает метрономы и в прямоугольном, и в полуовальном корпусе, и даже в виде самых различных животных. Внутри корпуса метронома находится пружинный механизм, который приводится в действие путем вращения заводной головки, расположенной на боковой стороне устройства. Таким образом, для работы такого метронома не нужны батарейки. На передней открытой стороне корпуса располагается шкала с маятником. Маятник в свою очередь снабжен передвижным грузиком, который следует устанавливать в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника и, соответственно, тем ниже темп, и наоборот. Большая часть механических метрономов воспроизводит все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно — 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро — 208 ударов в минуту). Некоторые модели метрономов снабжены также специальным звоночком, делающим акцент на сильные доли. Хороший пример такого метронома – модель Cherub WSM-330 или FLIGHT FMM-10 BLACK.

Механические метрономы могут быть полезны музыкантам разных специальностей и разного уровня профессионализма. Его несомненными плюсами можно назвать наглядность и простоту в обращении, а классическая пирамидальная модель в элегантном деревянном корпусе может стать также красивым аксессуаром и украсит любое помещение.

 

 

2. Электронный метроном

Современные технологии позволили создать электронный метроном, обладающий рядом существенных преимуществ перед механическим аналогом. Одним из таких преимуществ является его размер. Чаще всего такой метроном изготавливают в виде небольшой пластиковой коробочки с дисплеем и множеством кнопок, а значит такое устройство не занимает много места и его очень удобно перевозить. Еще одним плюсом электронных устройств является более широкий диапазон воспроизводимых темпов: от 30 до 280 ударов в минуту. Помимо этого, такой метроном обычно мультифункционален. Так, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов. Например, если вам надоел стук электронного метронома, его можно заменить на писк или щелчки. Кстати говоря, некоторые электронные метрономы имитируют звук классического механического метронома, например, модель KORG KDM-2. В электронные устройства также встраиваются и разнообразные ритмические рисунки, которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Более того, некоторые из метрономов снабжены функцией создания собственных ритмических рисунков. Такие рисунки можно сохранять в памяти устройства, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени. И, конечно, многие метрономы часто сочетают в себе и другие необходимые для музыканта устройства, такие как тюнер, камертон, секундомер или таймер.

В отдельную категорию можно отнести электронные метрономы для барабанщиков. Известно, что в музыкальных группах ударные инструменты сами по себе являются метрономом для остальных членов группы. Но любой барабанщик, даже опытный, не всегда может самостоятельно держать идеально ровный темп. Поэтому для данной категории музыкантов метроном приобретает особое значение. Особенностью данного устройства является возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков и для рук, и для ног, поскольку, как известно, барабанщики используют при исполнении и то и другое. Такие устройства обязательно снабжаются выходом для подключения наушников, а некоторые и выходами для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). Хорошим примером здесь является профессиональный метроном Boss DB-90. Ну и, конечно, у таких устройств обычно очень много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и прочие.

В целом, это все, что мы хотели рассказать вам о метрономах. Выбор того или иного метронома зависит лишь от ваших вкусов и ожиданий. Мы в свою очередь желаем вам успехов в творчестве и удачных покупок!

Статья о механических метрономах

 

Метрономом называется прибор, размеренно отстукивающий доли такта в заранее установленном темпе (как правило, в пределах 35-250 ударов в минуту). Применяют его главным образом музыканты – в качестве ориентира для сохранения нужного темпа проигрываемого произведения. Метроном помогает играть равномерно и выдерживать нужную скорость при индивидуальных репетициях; выведенный в ухо барабанщику звук метронома дает гораздо больше шансов на то, что композиция, исполняемая группой во время выступления, не будет «плавать» по темпу.

Любую вещь можно сыграть как быстро, так и медленно. Разучивание новых музыкальных фраз желательно начинать с более медленного исполнения (это позволит добиться более чистого извлечения всех нот), затем плавно переходить к оригинальной скорости. Метроном является в этом занятии незаменимым подспорьем.

Метрономы делятся на 3 обширные группы:

механические;

электронные;

программные.

 

Для повседневного использования любой музыкант подбирает тот тип метронома, который более ему по вкусу. Мы же в данной статье детально осветим механическую разновидность.

Итак, метроном механический. Это древнейший вид данного прибора – когда-то все метрономы и были исключительно такими. Седые гуру музыки, возможно, еще помнят строгие деревянные пирамидки со стрелкой-маятником, обитающие на полках кабинетов музыкальных школ. Это и есть прямой предок любых современных метрономов.

Технологии не стоят на месте, и сегодня механические метрономы чаще изготавливают не из дерева, а из легкого пластика. Громоздкие стационарные махины в наши дни превратились в компактные устройства, помещающиеся в кармашек гитарного чехла. В механизмы метрономов стали встраивать специальные колокольчики, выделяющие сильную долю в рамках настроенного пользователем музыкального размера.

Спору нет, современные электронные метрономы функционально далеко опережают винтажную механику. Тем не менее, механические устройства все же обладают некоторыми существенными практическими преимуществами:

Наглядность. Маятник механического метронома раскачивается из стороны в сторону с весьма значительной амплитудой. Его можно эффективно контролировать боковым зрением, даже абсолютно не улавливая звук (например, при занятиях в наушниках).

Звук. Меметичное определение «теплый ламповый», как над ним ни иронизируй, подходит к стуку механического метронома в полной мере. Он мягкий, не режет ухо, гармонично сочетается со звуком любого музыкального инструмента. Неспроста ведь существует самая настоящая симфоническая поэма, основанная на звуке ста механических метрономов.

Форма. Строго аскетичная, но в то же время светски утонченная традиционная пирамидка отлично себя чувствует в роли не только музыкального прибора, но и колоритного элемента интерьера помещения.

Простота конструкции и обращения. Механический метроном элементарно прост в настройке, в связи с чем отлично подходит всем музыкантам, не любящим лишние сложности. Для новичков же, у которых и без того голова идет кругом от объема получаемых знаний, он и вовсе идеален. Не требуются этому прибору и батарейки, поскольку он заводится механической пружиной наподобие старых часов.

 

Каково же устройство механического метронома? Главными деталями его механизма являются пружина из стали, передача и анкерный спуск. Маятник представляет собой длинную стрелку с перемещаемым по ней грузиком. Ось анкерного спуска при движении стрелки касается корпуса и громко щелкает по нему. У некоторых модификаций имеется функция выделения 2, 3, 5 или 6 доли. Она реализована с помощью барабана, состоящего из нескольких колес со штифтами. Колокольчик с рычагом движется вдоль барабана и выделяет нужную долю при совпадении с заданным колесом.

 

КУПИТЬ МЕХАНИЧЕСКИЙ МЕТРОНОМ

Как установить ритм маятниковых часов

Опубликовано 29 сентября 2010 г.

|
По клиентам | 62 ответа

Часто маятниковые часы останавливаются, когда их передвигают, толкают или даже слишком сильно толкают, чтобы перезапустить маятник. Он не сломан, только не в ритме. Это займет всего несколько минут, и все владельцы маятниковых часов должны узнать, как это произойдет в конечном итоге.

Как установить ритм маятниковых часов

СОВЕТ. Предупреждение: для настенных часов всегда снимайте маятник, прежде чем снимать часы со стены. Если маятник останется в часах, он может поцарапать внутреннюю часть корпуса, а также изменить ритм, и тогда часы могут не работать.

Проверить «бит»: прослушать тик-так на часах и посмотреть, хорошо ли это, даже тик-так. Он должен звучать ровно и даже как метроном. Вы работаете над равным временем между ТИК и ТОК. Маятник должен качнуться точно на одинаковое расстояние от мертвой точки влево, как и от мертвой точки вправо. Если часы не бьются, маятник будет качаться в течение нескольких минут, а затем остановится, даже если корпус часов находится в горизонтальном положении.

Настройка ритма маятниковых часов
Если ритм нерегулярный, например: так, тик—так, тик — необходимо выполнить настройку, иначе часы остановятся. Это можно сделать, либо попробовав снова выровнять слева направо, слегка переместив часы снизу, пока не услышите максимально ровное тик-так. Это может быть физически не на одном уровне с корпусом часов.

Если это не помогло или вы не хотите, чтобы корпус часов криво висел на стене, вы можете снять маятник и слегка подвигать поводок маятника слева направо или справа налево до тех пор, пока он почти или не начнет двигаться вперед и назад самостоятельно. Это должно иметь одинаковое ощущение от мертвой точки вправо и мертвой точки влево. Перевесьте маятник, и часы должны продолжить работу, и все готово.

Если установка ритма не решила проблему и это более новые часы, выполните следующие действия:

Мои часы бьются, но маятник на моих часах все еще не качается

Стрелки должны быть свободно! Убедитесь, что руки не касаются других рук и второй руки. Кроме того, убедитесь, что стрелки ни в какой точке не касаются циферблата. Если руки соприкасаются, это остановит часы. Слегка согните руки друг от друга, удерживая руку неподвижно к центру и слегка отводя руки друг от друга.

Маятник тянет? Посмотрите в нижнее боковое окно и посмотрите, как качается маятник. Если маятник касается стержней курантов назад или касается гирь вперед, маятник остановится. Это указывает на проблему выравнивания спереди назад.

Выравнивание ~ Ваши часы должны быть выровнены спереди назад и сбоку.

 


Опубликовано в Справка и инструкции по часам

Может ли звук объяснить тайну 350-летней давности часов? | Наука

Тик-так идут часы.
Бриндональдсон/iStock

Христиан Гюйгенс был занятым ученым. Среди его многочисленных достижений голландский ученый выяснил форму колец Сатурна и открыл самый большой спутник этой планеты, Титан. Он основал теорию о волнообразном распространении света и изобрел маятниковые часы. Гюйгенс, кажется, даже не мог отключить свой научный ум, когда был под погодой.

В 1665 году он заболел и застрял в постели, наблюдая за двумя маятниковыми часами, прикрепленными к балке в его доме. Он заметил, что маятники начали качаться в такт друг другу, независимо от того, были ли часы запущены или остановлены в разное время или в каком положении маятники стартовали. Гюйгенс был сбит с толку. Должен был быть какой-то способ, которым часы «разговаривали» друг с другом, но ему не хватало точных инструментов, необходимых для измерения взаимодействия между часами. Так что он списал это на таинственные движения, передаваемые по воздуху, или на физическую связь в луче, и там дело покоилось более 300 лет.

Теперь физики, занимающиеся повторением загадки 17-го века, думают, что ответ может заключаться в звуковых волнах. Энрике Оливейра и Луис В. Мело из Лиссабонского университета воссоздали условия, которые наблюдал Гюйгенс, а затем использовали чрезвычайно чувствительные инструменты для измерения переменных. Их результаты, опубликованные на этой неделе в журнале Scientific Reports, , предполагают, что звуковая энергия тикающих часов проходит через материал, соединяющий их, и заставляет их синхронизироваться.

Ранее другие ученые попытались провести эксперимент с использованием луча, который можно было перемещать. В этих моделях энергия, которая заставляет часы синхронизироваться, возникает из-за сохранения импульса. Оливейра и Мело хотели протестировать другую модель, которая больше походила бы на ту, с которой работал Гюйгенс. Они также хотели быть более точными, чем предыдущие попытки.

Сначала они воспользовались компьютером для моделирования часов, предполагая, что часы соединены жестким материалом. Затем к алюминиевой балке прикрепили двое настоящих маятниковых часов. Они настраивали тиканье часов и измеряли периоды колебаний маятника с помощью высокоточных оптических датчиков. Разумеется, маятники начнут двигаться синхронно. Даже если бы они двигались в противоположных направлениях, они все равно колебались бы с одинаковым периодом.

«Мы пробовали разные материалы и условия для лучей и смогли получить связь только тогда, когда [фиксированный] луч был сделан из очень хорошего звукового проводника, часы были близки, а частоты были достаточно близки», — говорит Мело в электронном письме.

Лабораторный эксперимент включал в себя два маятниковых часа, подвешенных к алюминиевой балке.

Энрике Оливейра и Луис Мело

Так что же происходит? Это связано с тем, как работают маятниковые часы. Маятник качается, а якорь, названный так из-за своей формы, освобождает зубья шестерни, прикрепленной к опускающемуся грузу. Когда шестерня отпускается, вес тянет ее вниз, поэтому она начинает вращаться, но якорь маятника снова захватывает зубья шестерни. Когда маятник отклоняется назад, он снова отпускает шестерню, и на этот раз якорь цепляется за другую сторону. Тем временем зубья шестерни скользят под анкером, толкая его и добавляя небольшой толчок, чтобы маятник продолжал качаться. Существует множество вариаций этого дизайна, но это основной принцип.

В последнем эксперименте все это движение заставляет небольшое количество звуковой энергии проникать в алюминиевый стержень. Каждый раз, когда этот энергетический импульс перемещается, он толкает маятник одних часов в такт другим. Эксперимент занимает до 18 часов или даже дней, потому что часы синхронизируются медленно. Мело отмечает, что часы Гюйгенса имели стабилизирующие грузы весом 50 или 60 фунтов, тогда как в его эксперименте они весили фунт или меньше, поэтому силы, передаваемые часами Гюйгенса, были больше.

Тем не менее, теоретически вы можете провести такой же эксперимент дома. «Если вы сможете найти достаточно хороший звуковой проводник для луча… и если вы будете очень терпеливы, то вы получите условия для сопряжения», — говорит Мело. «Но вы будете уверены, только если проведете автоматизированный эксперимент. Невозможно смотреть непрерывно в течение нескольких дней — это завораживает, но через некоторое время становится очень тревожно».

Джонатан Пенья Рамирес, исследователь из Технического университета Эйндховена в Нидерландах, также опубликовал исследования феномена часов Гюйгенса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *