P 36: Curtiss-Wright P-36 Hawk
|Содержание
Истребитель Кертис P-36 «Hawk» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /
/
/
«Краткая справка: Американский истребитель Кертис P-36 «Hawk» — боевая служба, модификации и история появления»
Истребитель P-36 «Hawk»
Содержание
- 1 История создания истребителя Кертис P-36 «Hawk»
- 2 Конструкция истребителя Кертис P-36 «Hawk»
- 3 Модификации истребителя Кертис P-36 «Hawk»
- 4 Характеристики P-36
- 5 Боевое применение истребителя Кертис P-36 «Hawk»
История создания истребителя Кертис P-36 «Hawk»
К середине 1930-х годов основным истребителем ВВС США был уже порядком устаревший Боинг Р-26 «Пишутер». Война приближалась, это было видно всем, поэтому встал вопрос о замене P-26 современной боевой машиной. В ходе объявленного конкурса, в заданные сроки уложилась только одна фирма — «Кертисс-Райт Корпорейшн», всего на несколько дней опередив ближайшего конкурента. Разработка фирмы Кертис называлась незатейливо — «Модель 75В» и показала такие же незатейливые характеристики.
Конкурс продлили, однако и к новому сроку ни «Модель 75В» ни истребитель «SEV-1XP» конструкции Северского, достроенный к этому времени, не поразили комиссию результатами. Сроки сдвинули снова, и 15 апреля 1936 года на рассмотрение комиссии было представлено уже 4 самолета: «Модель 75В», «SEV-1XP», «Модель V-141» (фирма Чанс-Воут) и «Р-ЗОА» (фирма Консолидейтед).
Истребитель Северского выиграл и пошел в серию под именем P-35 (заказ на 77 машин), однако и Кертису, занявшему второе место заказали малую партию — всего 4 машины, для дальнейших испытаний. Этот самолет вошел в историю как Y1P-36.
Военным летчикам Y1P-36 понравился — легкий и простой в управлении, устойчивый в полете и довольно маневренный истребитель. По их отзывам, 7 июля 1937 г., Кертис получил контракт от командования Воздушного Корпуса США, на постройку серии сразу из 210 экземпляров самолета, который теперь назывался Р-36А. Успех был ошеломительным — в США с момента окончания Первой Мировой войны не было такого крупного заказа на военные самолеты. Не смотря на все огрехи конструкции (а первоначально их было не мало), Кертис мог праздновать победу.
Век его Р-36 был относительно недолог — всего 2 года этот истребитель был «на коне», а затем в один момент его «смыло» волной новых мощных машин идущих одна за другой — Р-38 «Лайтнинг», Р-40 «Томагавк», Р-39 «Аэрокобра». Уже к моменту нападения Яяпонии на Перл-Харбор в 1941 году, P-36 «Хок» встречались в основном в качестве учебных машин, или в отдаленных гарнизонах. И все-таки именно P-36 первому из американских истребителей пришлось испытать на себе тяготы войны, причем одновременно на всех её фронтах — от воздушных битв над Францией, через сражения в Юго-Восточной Азии, до самой Аляски.
Производство P-36 было прекращено в июле 1942 года, за это время изготовлено 1300 истребителей всех модификаций.
Чертеж P-36 «Hawk»
Конструкция истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Истребитель Кертис P-36 «Hawk» представляет собой низкоплан цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной пилота снабженной сдвижным фонарем, убираемыми в полете шасси и гидравлическим управлением закрылками. Стойки шасси складывались назад по полету с поворотом вокруг своей оси на 90 град., при этом колеса полностью входили в ниши, расположенные в корневой части крыла, а стойки укладывались в гондолы под крылом. Такая схема применялась в авиастроении впервые. Впоследствии, хвостовой костыль также выполнен убираемым, однако первые серии P-36 «Hawk» такой «роскоши» были лишены.
Киль и фюзеляж представляют единое целое, они собраны на каркасе из алюминиевых труб с дюралевой обшивкой. Крылья и стабилизатор цельнодюралевые, с работающей обшивкой, рули и элероны полотняные.
В крыле были размещены герметичные отсеки, придававшие самолету некоторую плавучесть на случай посадки в воду.
В качестве силовой установки предполагалось использовать новейший звездчатый двигатель воздушного охлаждения «Кертисс-Райт» XR-1670-5 мощностью 900 л.с. Однако испытания, проведенные специалистами USAAC в августе 1935 г., выявили ряд серьезных недостатков этого мотора и конструкторы были вынуждены поставить на свое детище менее мощный (850 л. с.), но более надежный однорядный 9-цилиндровый двигатель «Райт» XR-1820-39 (впоследствии заменен сначала 950-сильным, а затем и 1200-сильным мотором).
В качестве вооружения нового истребителя предусматривалась пара синхронных пулеметов «Браунинг» над мотором — крупнокалиберный (12,7 мм) с боезапасом 200 патронов и винтовочного калибра (7,62 мм) с 500 патронов.
Американский истребитель Кертис P-36 «Hawk»
Модификации истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Y1P-36 — «модель 75», прототип, с двигателем R-1830 «Твин Уосп» мощностью 950 л.с.
Р-36А — первая серийная модель истребителя с 1х12,7-мм и 1х 7,62-мм пулеметами и двигателем «Твин Уосп» R-1830-13 мощностью 1050 л.с. Едва начав поступать в войска был жестко раскритикован пилотами, вплоть до полного отказа летать на заведомо недоработанных самолетах. Впоследствии все выпущенные Р-36А модернизированы до Р-36С.
Hawk.75А-1 (довоенный заказ) — экспортный вариант Р-36А для Франции, с двигателем R-1830-SC-G мощностью 950 л. с., 4х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-2 (довоенный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем R-1830-SC3-G мощностью 1200 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-3 (военный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем R-1830-S1C3-G мощностью 1050 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» (или «Кольт» — на выбор) и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе.
Hawk.75А-4 (военный заказ) — экспортный вариант Р-36 для Франции, с двигателем «Райт-Циклон» GR-1820-G205A мощностью 1200 л.с., 6х 7,5-мм пулеметами «Браунинг» (или «Кольт» — на выбор) и приборным оборудованием, калиброванным в метрической системе. Скорость этой модели была 520 км/ч.
Hawk.75А-5 (Мохаук IV) — копия A-4 для Китая, который в итоге производился в Индии, а числился в составе RAF. Произведено меньше 10 машин.
Hawk.75А-6 — экспортный для Норвегии, с двигателем R-1830-S1C3-G (1200 л.с.) и 4х 7,9-мм пулеметами. Несколько из них в итоге вошли в RAF под обозначением «Мохаук III». 8 машин достались Финляндии.
Р-36G (Hawk.75А-8) — экспортный для Новергии, копия А-6, но с 2х 12,7-мм синхронными пулеметами. В связи с оккупацией Норвегии все 36 самолетов отправлены в Канаду, затем 30 вернули в США, которые после войны передали 28 из них Перу, где они служили до 1954 г.
Характеристики P-36 | |
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1938 г. (P-36) |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1200 л.с. |
Максимальная скорость: | 501 км/ч |
Практический потолок: | 10,2 км |
Дальность полета: | 1320 км |
Масса пустого: | 2096 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2630 кг |
Размах крыльев: | 11,38 м |
Длина: | 8,69 м |
Высота: | 2,90 м |
Площадь крыла: | 21,92 кв. м. |
Вооружение: | 1х 12,7-мм, 3х 7,62-мм пулемета. |
Характеристики приведены для P-36С
Hawk.75А-7 — экспортный для Голландии. Двигатели «Райт Циклон» 9; вооружение 1х 12,7 и 3х 7,7-мм пулемета
Hawk.75А-9 — (1941 г.) экспортный для Ирана. Двигатели «Райт Циклон» 9; вооружение 6х 7,62-мм пулемета. Все 20 машин достались англичанм и вошли в RAF как «Мохаук IV».
Р-36С — «исправленный» Кертис с усиленной конструкцией планера, доработанной системой отвода выхлопных газов, новым двигателем R-1830-17 мощностью 1200 л.с. Кроме этого имел усиленное вооружение (+ 2х крыльевых пулемета 7,62-мм), со специальными подкрыльевыми контейнерами для сбора стреляных гильз. Сделано это было для предотвращения изменения центровки по мере израсходования боезапаса. Вес 2630 кг, скорость 500 км/ч.
Р-36В — Кертис с 1100-сильным двухрядным двигателем R-1830-25.
XP-36D — экспериментальный, с усиленным вооружением из 4х 7,62-мм крыльевых пулеметов и 2х носовых 12,7-мм пулеметов.
ХР-36Е — экспериментальный, с усиленным вооружением из 6х 7,62-мм пулеметов в вкрыле и 1х 12,7-мм над двигателем.
XP-36R — экспериментальный, с усиленным вооружением из 2х носовых 12,7-мм пулеметов и 2х 20-мм автоматических пушек «Мадсен» под крыльями (100 снарядов на ствол). Взлетный вес — 3107 кг, скорость 426 км/ч.
«Модель 75Н» — (упрощенный, для Китая) — «истребитель для бедных» на основе Кертиса. Конструкция аналогична Y1P-36, но имела не убирающееся шасси в обтекателях и двигатель GR-1820-G3 мощностью 840 л.с. Радиостанции не было, вооружение состояло из 1х 12,7-мм и 3х 7,62-мм пулеметов (два синхронных над мотором и два в крыле).
«Модель 75М» — (упрощенный, для Китая) то же, что «Модель 75Н», но с измененными обтекателями шасси.
«Модель 75N» — (упрощенный, для Тайланда) то же, что «Модель 75Н», но с 2х синхронными 12,7-мм пулеметами и 2х 20-мм авиапушками «Мадсен» датского производства в подкрыльевых контейнерах.
«Модель 75O» — (упрощенный, для Аргентины) то же, что «Модель 75N», но с наличием электроуправляемых жалюзи охлаждения двигателя в задней части капота, установкой радиополукомпаса и 4х пулеметами «Мадсен» калибра 7,62 мм.
Истребитель P-36 «Hawk»
Боевое применение истребителя Кертис P-36 «Hawk»
Впервые в бой P-36 «Hawk» вступил в небе Франции. Первый сбитый во Второй Мировой «мессер«, как раз на совести P-36 «Hawk», произошло это 8 сентября 1939 г. Впрочем, первые же бои показали и слабость P-36 перед Bf-109, что отчасти компенсировалось прочностью конструкции «американца», способного выдержать довольно серьезные повреждения. Нельзя сказать, что Bf-109 «уделывал» конкурента по всем параметрам, однако на равных P-36 «Hawk» мог сражаться с немцем только если за его штурвалом сидел очень опытный пилот.
За неполных 10 месяцев войны в Европе пилоты P-36 «Hawk» одержали в воздушных боях 230 подтвержденных и 81 «правдоподобную» победу. Учитывая, что самолет не только широко экспортировались, но часто просто переходили из рук в руки, встретить «Хок» можно было и в небе над Ла-Маншем, и в приполярных областях над Финляндией (не считая Чехию, Бельгию, Норвегию, Голландию и Польшу).
Довольно успешно воевал P-36 и на другой стороне земли, в составе ВВС Голландской Ост-Индии. Правда здесь их врагом стали по большей части не японцы, а отсутствие запчастей. Перл-Харбор, Аляска, Северная Африка — «Хок» отметился повсюду, хотя и довольно эпизодически. Хотя уже в 1941 году повсеместно эти истребители были заменены на более современные модели (показательно — британцы, не смотря на довольно значительное количество доставшихся им французских P-36 (ок.200 штук) в «серьезное дело» их не пускали), на отдаленных театрах войны их можно было встретить ещё в 1943 году.
Британцы пытались приспособить имеющиеся у них P-36 «Hawk» в качестве штурмовиков, но слабое вооружение самолета заставило их вскоре оставить эти попытки. Тем не менее, несколько машин из ПВО Мадраса (Индия) прослужили до 1944 года, когда их заменили на новые «спитфайры«.
Даже после войны, уже по всем параметрам «дряхлые» «кертисы» P-36 продолжали оставаться на вооружении некоторых стран. Так, Финляндия избавилась от своих «запасов» только в 1949 году, Перу в 1954 г. , а Аргентина (где «Хок» производился с 1942 г. по лицензии), аж в 1955!
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
Истребитель Кертисс P-36 Хок
Истребитель Кертисс P-36 Хок |
Американский истребитель Curtiss Р-36 Hawk не уступал самолетам создававшимся на тот момент в Германии и Великобритании, соответствовал всем требованиям нового поколения истребителей. Представлял собою цельнометаллический моноплан с хорошо обработанными, так называемыми зализанными формами, и с мощным поршневым двигателем. Будучи уже устаревшим к началу Второй мировой войны, нашел ограниченное боевое применение в ВВС Соединённых Штатов.
Летом 1934 года главный конструктор фирмы «Кертисс-Райт» Дон Берлин работал у чертежной доски, чтобы создать истребитель, который, как он надеялся, будет лучше, чем у конкурентов. «Модель 75» являлась низкопланом с несущей обшивкой, посадочными щитками с гидроприводом и основными стойками шасси, убираемыми назад вдоль хорды крыла. Колеса поворачивались на 90 градусов, чтобы войти в ниши в крыле. Кабина оснащалась сдвижным фонарем. В носовой части, в компактном капоте малого диаметра, размещался новый двухрядный двигатель «Райт» XR-1670-5 мощностью 900 л.с. (671 кВт). Единственная традиционная составляющая конструкции — вооружение, включавшее один 12.7-мм пулемет и один 7,62-мм пулемет.
Проектировщики во всем мире разрабатывали подобные идеи, и Армия США первоначально выбрала конкурента — самолет «Северский» IXP. Фирма «Кертисс» получила отсрочку и на следующем конкурсе в апреле 1936 года предложила модель 75В с двигателем R-1820-G5 «Циклон» фирмы «Райт» большего диаметра и улучшенной кабиной с дугообразным вырезом на гаргроте за кабиной для обеспечения летчику обзора назад. Армия все еще предпочитала фирму «Северский», заказав ее истребитель Р-35. Все же самолет «Кертисс» имел некоторые хорошие решения, так что последовал заказ на три самолета модели 75 под обозначением Y1P-36, с двухрядным двигателем R-1830 «Дабл Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» и новым винтом изменяемого шага «Гамильтон» с гидроприводом. Они были поставлены к весне 1937 года, и армейские летчики-испытатели были в восторге.
Фотография американского истребителя «Curtiss» Р-36 «Hawk»
Тем временем фирма «Кертисс» также боролась за экспортных заказчиков. Учитывая, что ВВС многих стран еще не готовы ко всем нововведениям, фирма «Кертисс» быстро переделала «Модель 75В» в упрощенный экспортный вариант «Хок 75» с неубираемым шасси. «Хок 75» с самого начала добился успеха. Китай купил даже прототип, помимо основного заказа из 112 машин.
Полет военного самолета Второй мировой войны «Кертисс» Р-36 «Хок»
Другими заказчиками были Таиланд (вариант с 23-мм пушкой «Мадсен» в подкрыльевых гондолах) и Аргентина. Тем временем, после получения хороших результатов на базе Райт-Филд, Авиакорпус Армии США заказал 7 июля 1937 года 210 экземпляров Р-36А — самый большой американский истребительный контракт, начиная с 1918 года.
Вид сбоку на истребитель США «Curtiss» Р-36 «Hawk»
В основном Р-36А был неплохим самолетом с хорошими управлением и маневренностью, хотя летные характеристики и огневая мощь уже были превзойдены такими европейскими истребителями, как «Спитфайр» и Bf-109D. Но самым плохим качеством этого самолета являлась низкая надежность: с начала боевого применения весной 1938 года Р-36А имел много отказов, которые неоднократно «приковывали» его к земле.
Вид сверху на американский военный самолет «Кертисс» Р-36 «Хок»
При выполнении контракта на 210 самолетов фирма «Кертисс» провела 81 доработку, чтобы избавиться от недостатков и улучшить истребительные возможности Р-36. ХР-36В был временно оснащен более мощным двигателем «Дабл Уосп». Обозначение Р-36С применялось к последним 30 самолетам с еще более мощным двигателем R-1830-17 «Твин Уосп» мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и дополнительным 7,62-мм пулеметом в каждой консоли крыла, чьи боеприпасы размещались в выступающих коробах под крыльями.
Вид на фюзеляж истребителя США «Curtiss» Р-36 «Hawk»
Обозначение XP-36D имел самолет № 174 с двумя 12,7-мм пулеметами в фюзеляже и четырьмя пулеметами калибра 7,62-мм в крыле. На ХР-36Е (самолет № 147) в новых крыльевых обтекателях установили восемь 7,62-мм пулеметов. XP-36F (Р-36А № 172) имел датские 23-мм пушки «Мадсен» в подкрыльевых гондолах, каждая с боезапасом 100 снарядов, также, как на таиландских «Хок 75N». Это уменьшило максимальную скорость с 500 до 426 км/ч.
Самолет «Curtiss» Р-36 «Hawk» сохранившийся до наших дней
В марте 1941 года фирма «Кертисс-Райт» выкатила 1095-й и последний из серии монопланов «Хок» со звездообразным двигателем. Среди последних заказчиков были Китай («Хок 75А-5»), Норвегия (75А-6), Нидерланды (75А-7), снова Норвегия (75А-8), Перу (75А-8, переименованные в P-36G) и Иран (75А-9). Большинство самолетов «Хок», участвовавших в боях, управлялись пилотами из Франции, Голландии, Британии и Финляндии, хотя некоторые воевали на Тихом океане в течение первых дней войны с Японией. Вскоре они были переведены в учебные истребители.
Модель
|
Р-36А
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,7
|
Размах крыла, метров
|
11,4
|
Высота, метров
|
3,7
|
Площадь крыла,м2
|
21,92
|
Масса пустого, кг
|
2070
|
Масса снаряжённого, кг
|
2667
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
2700
|
Силовая установка
|
«Райт» R-1830-13
|
Мощность, л. с., кВт
|
1050 (783)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
430
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
480 на 3000
|
Скороподьемность, м/мин
|
762
|
Практическая дальность, км
|
1300
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
4х7,62 и 2х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
нет
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-36 Hawk.
- USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-36.
- М.Быков «Ястреб» в небе второй мировой».
- Геннадий Корнюхин. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.
Вперед > |
---|
Поскольку в 1930-х годах Соединенные Штаты нуждались в современных истребителях, P-36 был разработан, чтобы заполнить этот пробел. Однако ко Второй мировой войне самолет устарел и его заменили.
Компания Curtiss-Wright решила разработать истребитель-моноплан в качестве частного предприятия, поскольку они надеялись, что армия Соединенных Штатов закажет этот самолет для замены Прототип Model 75 впервые поднялся в воздух 6 мая 1935 года и был оснащен 900-сильным двигателем Wright XR-1670-5, а 27 мая 1935 года был доставлен в Райт-Филд для участия в Когда соревнование в конце концов состоялось, победу одержал Северский Р-35, хотя 16 июня 1936 года был размещен заказ на три Y1P-36, которые должны были быть оснащены Pratt & Whitney. P-36A был оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1050 л. P-36 дислоцировались в Перл-Харборе, а во время японской атаки 7 декабря 1941 года пять P-36, состоявшие из 46-й эскадрильи преследования, Уиллер-Филд и 47-й эскадрильи преследования, Единственный P-36A, оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1830-25 мощностью 1000 л. с., будет преобразован в XP-36B. Последние тридцать один P-36A были оснащены двигателем Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с. Три P-36A будут оснащены различным вооружением. Одним из них станет XP-36D с одним 0,50-дюймовым пулеметом и четырьмя 0,30-дюймовыми пулеметами, другим — XP-36E с двумя 0,50-дюймовыми пулеметами и Экспортная версия самолета, известная как Hawk 75, была построена компанией Curtiss, и среди пользователей этого типа были Всего было построено 1115 экземпляров. Вернуться к началу Технические деталиНажмите на изображение самолета, чтобы просмотреть увеличенную версию.
Вернуться к началу ФотоНажмите на фото, чтобы просмотреть увеличенную версию. Вернуться к началу Посмотреть этот самолет(C) = Выставка только в кабине. (F) = только экспонат фюзеляжа. (R) = Останки самолета.
|
P-36 или Curtiss Model 75 Hawk , обычно называемый Mohawk, начал свою жизнь как частное предприятие, храбро служил в иностранном цвете и пользовался скромным, хотя и не впечатляющим успехом в качестве последнего крупного истребителя USAAC до начала боевых действий в Вторая Мировая Война. Моноплан с низкорасположенным крылом, убирающимся шасси и закрытой кабиной, прототип модели 75 был оснащен двигателем Wright XR-1670-5 мощностью 671 кВт и первоначально был тщательно изучен армией США 19 мая.35, но не заказан, хотя Кертис получил разрешение предоставить подробности нескольким иностранным правительствам. Оснащенный радиальным двигателем Wright R-1820 Twin Wasp мощностью 633 л. В качестве утешения Кертисс получил контракт на поставку трех служебно-испытательных Y1P-36 в феврале 1937 года. На основании оценки Y1P-36 в Райт-Филд, штат Огайо, 19 июля последовали37 был получен производственный заказ на 210 планеров P-36A, крупнейший армейский контракт на истребители со времен Первой мировой войны. Поставки начались в апреле 1938 года примерно в то же время, когда были закуплены 112 экземпляров менее сложной экспортной версии , Hawk Model 75M. китайскими националистическими военно-воздушными силами; 12 аналогичных самолетов Hawk Model 75N и 29 самолетов Hawk Model 75O отправились в Сиам и Аргентину соответственно, еще 20 собирались на месте в последней стране. Два экспортных Hawk Model 75Q отправились в Китай, один из которых был подарен генералу Клэр Шенно мадам Чан Кайши. В США относительно новые P-36A быстро сочли устаревшими по мере того, как сгущались тучи войны. Единственный P-36B, переделанная модель P-36A, был оснащен радиальным двигателем Pratt & Whitney R-1830-25 мощностью 745 кВт. XP-36D был испытан с двумя 12,7-мм пушками в капоте и четырьмя 7,62-мм пушками в крыле. XP-36E также был испытательным кораблем с одиночным вооружением, с одним носовым 12,7-мм орудием и не менее чем восемью 7,62-мм крыльевыми орудиями. XP-36F, также являвшийся единичной модификацией, имел две подкрыльевые 23-мм пушки Madsen, а также одну носовую 7,62-мм и одну 12,7-мм пушку. Производственные усилия были перенесены на 31 экземпляр P-36C с усовершенствованным двигателем. Образцы Hawk Model 75A отправились во Францию, а некоторые попали в руки французов Виши, в результате чего самолеты этого типа столкнулись друг с другом в бою. Большая часть французского заказа была направлена Королевским военно-воздушным силам Великобритании, которые присвоили известное прозвище могавк и эксплуатировали этот тип с посредственными результатами. В общей сложности 24 машины Hawk Model 75A-6 достигли Норвегии до введения президентом Рузвельтом в 1940 году эмбарго на поставки американских истребителей в Скандинавию. 30 самолетов P-36G планировались как экспортные Hawk Model 75A для Норвегии, но эксплуатировались USAAC. Использование во всем мире Армия США широко рассредоточила свой скромный парк из 243 P-36. 18-я и 20-я группы преследования использовали P-36A, причем последняя насчитывала не менее трех эскадрилий в Барксдейл-Филд, штат Луизиана. Еще в 1942 году, когда на Алеутских островах бушевала война, 28-я сводная группа эксплуатировала P-36A на Аляске. XP-36B прошел всесторонние испытания в Райт-Филд, штат Огайо. 1-я группа преследования, Селфридж-Филд, штат Мичиган, отправила дюжину P-36C на национальные авиагонки в Кливленде, штат Огайо, 19 сентября. 39, каждая машина окрашена в сложный, единственный в своем роде камуфляж, который, по иронии судьбы, никогда не использовался в реальных учениях или военных играх. Хотя к тому времени базовая конструкция уже была на слуху и не могла сравниться с истребителями Мессершмитта и Митсубиси, XP-36D, XP-36E и XP-36F были включены в основную экспозицию «современных» истребителей в Бойлинг-Филд, штат Вашингтон. , округ Колумбия, январь 1940 года. Варианты P-36 или Hawk 75 также рано или поздно служили в ВВС Нидерландов, Финляндии, Индии, Португалии и Южной Африки, и первоначальный экземпляр выставлен в Музее ВВС. в Дейтоне, штат Огайо. Когда флот адмирала Исору Ямамото приблизился к Гавайским островам, горстка P-36 также обнаружилась среди жары и красной глины Уиллер-Филд на Гавайях. Бой «Кажется, все это было так давно», — размышляет подполковник Стивен Барнибек, пробегая глазами по Уилер-Филд, где были нанесены первые удары. «Это место было тропическим раем. Мы не были готовы. Мы понятия не имели, что нас ждет». Барнибак вспоминает, что пилоты P-36 были в полусне, ошеломлены и полностью отстали, они не были такими маневренными и хорошо вооруженными, как приближающиеся волны Mitsubishi Zero. «Если бы накануне вечером Сандерс не отдал приказ разогнать несколько P-36, все они оказались бы на земле».
|