Ламповый фонокорректор схема: Простой ламповый ММ фонокорректор | журнал SalonAV

Простой ламповый ММ фонокорректор | журнал SalonAV

Предлагаю для повторения удачную схему лампового корректор для ММ головок с достаточным усилением, достойным звучанием, несложный и на доступных лампах. Его особенность — наличие отдельного входа для подключения дополнительного источника сигнала с выходным уровнем от 0,5 до 2 В. Переключателя источников нет, их сигналы заводятся в выходной каскад корректора разными путями, не мешая друг другу. Решение проверено ранее, оно удобно и надёжно работает.

Коротко о схеме корректора. Он двухкаскадный: звуковой малосигнальный пентод 6Ж32П на входе и триод со средним усилением 6Н23П на выходе. Коррекция стандартная, RIAA, ближе к RIAA-78 со спадом ниже 30 Гц для снижения уровня помех от коробленых пластинок.

Сама коррекция имеет особенность, отличную от обычно применяемой. Цепь, сидящая на общем проводе, подключена к аноду входной лампы не напрямую, а через балластный резистор 51 кОм, который в сумме с резистором анодной нагрузки, шунтирующим внутренним сопротивлением самого пентода и сеточного резистора выходного каскада дает нужную величину в 110 кОм. Измерения показали верные выбранные значения этих корректирующих цепей. А звучание оказалось заметно интереснее именно в таком варианте обвески пентода. Типовое включение коррекция напрямую в анод придавало звуку излишнюю сонливость и мягкость, потерю живости и прозрачности. Сейчас с этим полный порядок.

Анодное напряжение 250 В, питающий трансформатор ТАН-10, скоммутированный для получения на вторичной обмотке переменного напряжения 220 В без нагрузки. Под нагрузкой выпрямленное напряжение получилось 280 В, избыток погашен стабилизатором на полевом транзисторе, который одновременно обеспечивает плавную подачу анодного напряжения для продления жизни ламп. Хотя, в данной схеме плавная подача питания не обязательна, хлопков при включении не будет. Достаточно лишь позаботиться о невысоких пульсациях выпрямленного анодного напряжения различными способами, которые у каждого свои. Мне проще было сделать фильтр или стабилизатор на полевом транзисторе.

Накальные цепи ламп могут питаться от регулируемых стабилизаторов LM317, LT1083 или нашей микросхеме КР 1195ЕН1. У них разная обвеска, наша задача получить на выходе примерно 12 вольт для последовательного включения накалов ламп и снижения тока через них. Такое соединение накалов в сочетании с регулируемым стабилизатором серии 317 позволило уменьшить тепловыделение, не перегрузив накальной обмотки, а в качестве бонуса-прикрутить стабилизатор накала на заземленный радиатор без изолирующей прокладки. При желании можно применить 6-вольтовый вариант накала, если трансформатор обеспечивает запас по току.

Отдельно нужно сказать о примененных лампах. особенно это касается 6Ж32П. Она страдает выраженным микрофонным эффектом, шумами в виде шорохов и фликкера, иногда сильным фоном. Поэтому нужен отбор из достаточного количества ламп. Отобранные 6Ж32п ничем не уступают фирменным EF86. Разумеется, EF 86 или EF806S можно ставить без перепайки обвески.

Что касаемо ламп 6Н23П, то их тоже желательно отобрать по звону, фону и шумам, либо найти экземпляры с военной приемкой. Разумеется, лучшим вариантом будет поставить 6Н23П-ЕВ, но у них и цены другие. Применить импорт типа ЕСС88 дело вкуса, по мне. они имеют нехороший призвук, особенно от JJ.

АЧХ корректора соответствует стандарту RIAA-78 с небольшим спадом на НЧ

P.S. Недавно приятель попросил для своего лампового корректора схемку стабилизатора. Моя на полевике его не устроила, опыта работы с транзисторами у него нет. Предложил ему свой же ламповый стабилизатор, который трудится в устройствах у друзей-меломанов. Собрано на коленке. работает сразу и безупречно.

Чем хороша ламповая схема — ничего не боится. Пришлось немного повозиться с монтажом, зато сделал и забыл.

Успешного конструирования и не забывайте о правилах безопасности при работе с высоким напряжением!

P.S. Получил ценные замечания по схеме корректора от наставника и идейного вдохновителя Никиты Трошкина. Он указал на малое входное сопротивление входа для CD а также на наличие там постоянного потенциала 2.5 Вольта.
С учетом некоторого запаса по входному сигналу от CD вполне можно увеличить резистор R13 до 10 кОм. Что касается некоторого потенциала на входе, то проблема снимается включением на выходе емкости примерно 4, 7 мкф 16 вольт в нужной полярности.(плюсом к катодному резистору) Если на входе CD проигрывателя есть неполярный конденсатор, то можно обойтись без дополнительной емкости.

 

поделиться


Tags: ММ фонокорректор

Ламповый фонокорректор-приставка на 6Н2П — Ретротехника, самоделки и борьба с идиотизмом — LiveJournal

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.

Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:

Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.

В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.

Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.

В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:

Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.

Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.

На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:

Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп…

И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.

Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.

Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.

Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.

После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:

На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.

На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.

Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.

Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».

Вот так система выглядит в сборе:

Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.

Tags: железо, ламповый усилитель, моддинг

RJM Audio — ламповый пассивный фонокорректор

Два традиционных усилителя напряжения на триодах и пассивная коррекция RIAA.


Фонокорректор с коэффициентом усиления около 40 дБ, пассивной коррекцией RIAA, двумя лампами и простой схемой. Двойная триодная лампа 6DJ8 (ECC88) была выбрана из-за ее относительно низкого выходного импеданса, достаточно высокого коэффициента усиления и доступности. Рабочие точки установлены консервативно, чтобы обеспечить длительный срок службы и высокую надежность. Я хотел разработать простое в сборке, простое в использовании, легкое в питании и легкое для прослушивания устройство.


Схема усилителя

Обход схемы:

Входной сигнал от картриджа подается в сетку V1 через стопорный резистор R2 сопротивлением 500 Ом для предотвращения колебаний. V1 умножает сигнал примерно в 30 раз. Затем он выравнивается до стандартной кривой RIAA с помощью делителя напряжения с регулируемой частотой, который снижает напряжение сигнала в среднем в 10 раз. По сути, это та же схема делителя напряжения, что и в предыдущем проекте — фонокорректоре на операционном усилителе. Выход емкостно соединен через C3 со следующим каскадом усиления с другим резистором стопора сетки R8. R8 не является обязательным; в противном случае усилитель будет колебаться. V2 умножает сигнал еще на 30. Выход с пластины V2 подключается через C4, чтобы блокировать постоянное напряжение, прежде чем он будет направлен на выходное гнездо RCA. Общий выигрыш около 30 / 10 х 30 = 90 .

Цепь компенсации RIAA, состоящая из R5, R6, C1, C2, настроена с учетом выходного сопротивления V1, а также резистора сетки R7. C3, C8, R8 и эффект Миллера в V2 можно смело игнорировать. Модель MathCAD показывает линейную характеристику ±0,1 дБ в звуковом диапазоне с нормальным спадом на обоих крайних значениях, вызванным другими соображениями схемы. Это было подтверждено на испытательном стенде, измеренное отклонение находилось в пределах ±0,2 дБ в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

Как всегда, есть некоторые преимущества в использовании высококачественных компонентов, особенно катодных обходных конденсаторов C5 и C6. Здесь используются электролиты для аудио, а для остальных конденсаторов — полипропилен, полистирол или специальные соединительные колпачки для аудио. Что касается ламп, я использовал Amperex Bugle Boy 6DJ8 и рекомендую их. Они кажутся гладко звучащими малошумными лампами. Mullard 6DJ8 очень похожи.

Последние изменения: Питание фильтруется через R12 до V1. Эта дополнительная фильтрация выбрана так, чтобы точно сбалансировать усиление, чтобы максимальное шумоподавление происходило на V2. Это работает очень хорошо, так как фонокорректор очень тихий.
Примечание разработчика: Низкие частоты управляются R5 последовательно с выходным сопротивлением V1. Чем больше эти значения, тем сильнее бас в диапазоне 50–100 Гц. Если рабочая точка V1 изменится, то выходной импеданс также изменится, и для компенсации может потребоваться регулировка резистора R5.
Примечание по конструкции: Я установил это с внешним источником питания, только с емкостью 2x 8 мкФ полипропиленового фильтра Solen B+ для каждого канала внутри самого усилителя. Проводка была в основном двухточечной, но секция RIAA и пластинчатые резисторы были смонтированы на едином куске перфокарты. Единственное предупреждение касается пластинчатых резисторов R3, R10 номиналом 30 кОм. Каждый из них рассеивает чуть менее 1 Вт, чего достаточно, чтобы проволочный резистор мощностью 3 Вт стал слишком горячим для прикосновения. Обеспечьте некоторую циркуляцию воздуха/теплоотвод, если это возможно.

Блок питания

Я особенно горжусь этим простым регулируемым блоком питания на МОП-транзисторах. Ничего необычного, он просто убирает пульсацию с B+ с минимумом возни и хлопот. Основным преимуществом, помимо пульсаций менее милливольта, является тривиальная величина емкости, необходимая для достижения этой цели. Полностью полипропиленовый или масляный конденсаторный блок питания вполне практичен, как и ультракомпактный, если используются электролиты.

C1 и C2 можно уменьшить до 8 мкФ, C3 также можно уменьшить, установив в соответствии с методом, описанным ниже. C4 может быть больше, но общая выходная емкость (включая то, что включено в B+ рядом со схемой предусилителя) не должна превышать 50 мкФ.

МОП-транзистор должен быть рассчитан на напряжение, более чем в 1,4 раза превышающее выходное напряжение трансформатора, но в остальном его можно заменить по желанию. Подойдет любой продукт семейства IRF 7xx и 8xx. Купите как минимум два, так как их довольно легко поджарить, когда ваш проект находится на стадии прототипа. При правильном подключении они очень надежны.

Дроссель необходим для преобразования пульсаций из пилообразной волны, типичной для конденсаторного входного фильтра, в более плавную синусоидальную форму волны, которую легче стереть MOSFET. 5 ч — 20 ч необходимо. Часть стирания происходит потому, что пульсации вызывают изменение напряжения затвор-исток MOSFET, а коэффициент усиления/крутизна MOSFET достаточно велик, чтобы компенсировать его почти идеально.

Напряжение затвор-исток составляет всего пару вольт, поэтому напряжение на стыке резисторов R1 и R2 практически совпадает с выходным напряжением. R1 регулируется, чтобы получить любое требуемое напряжение. Чем выше напряжение сток-исток, тем лучше стабилизатор справляется с большими пульсациями напряжения и широким диапазоном токовых нагрузок, но мощность, рассеиваемая МОП-транзистором, будет больше, что потребует лучшего теплоотвода. Поскольку пульсации линейного напряжения и вариации тока нагрузки в линейных аудиоцепях очень малы, падения напряжения от 25 до 50 В более чем достаточно. Мощность, рассеиваемая МОП-транзистором, составляет падение напряжения x потребление тока цепи нагрузки. В показанной схеме она составляет около 4 Вт, но всего 1,5 Вт при работе только с фонокорректором, который потребляет 20 мА.

Это не интегральный регулятор, как LM7812. Абсолютного регулирования нет, так как нет опорного напряжения. Также нет защиты от короткого замыкания или перегрева. Лучше рассматривать его как нестабилизированный источник питания с действительно хорошей фильтрацией и очень низким выходным импедансом, чем как настоящий регулируемый источник.

При всей простоте есть парочка полезных побочных эффектов. При включении существует начальная задержка включения, прежде чем выходное напряжение достигнет максимума. Постоянная времени равна R1 x C3. Это также порог среза низких частот, ниже которого регулятор не работает, поэтому его следует поддерживать выше 50 мс (10 Гц или меньше).

Я считаю отсутствие изначально зашумленного источника опорного напряжения (стабилитрон или газоразрядная трубка) скорее плюсом, чем минусом, как и отсутствие обратной связи. Фильтрация настолько хороша, что B+ можно подавать непосредственно на пластину входной лампы без использования гасящего резистора и дополнительного фильтрующего конденсатора, в результате получается меньше деталей и более низкое сопротивление источника питания.

Источник питания можно масштабировать для больших напряжений и токов, и легко иметь отдельные секции регулирования для каждого канала или даже для каждой лампы. И да, вы могли бы использовать лампы в блоке питания, и это может быть даже лучше. Твердотельные диоды можно заменить лампой выпрямителя 6X4 или 6CA4, но вам понадобится силовой трансформатор 650 В с центральным отводом. МОП-транзистор можно заменить силовым триодом, но для получения текущей емкости вам, возможно, придется использовать по одному на каждый канал, а усиление может быть слишком низким, что потребует опорного напряжения и триодного усилителя компаратора. Короче говоря, выполнимо, но не так элегантно. Подробное обсуждение ламповых регуляторов напряжения см. на веб-сайте TubeCAD.


(Другой) Источник питания

Это источник питания, которым я пользуюсь. Ламповый выпрямитель 6CA4 и фильтр LCLC вместо MOSFET. Меньше проблем, меньше шума, меньше гула и лучший звук. Дроссели не дорогие, так как ток очень низкий. Я использую полипропиленовые конденсаторы Solen на 22 мкФ для C1 и C2. Выходное напряжение составляет около 250 В. C3, C4, L3, L4 предназначены только для того, чтобы попытаться удалить высокочастотный хэш, и их можно считать необязательными.

Классический ламповый фонокорректор

(MM / MC) — Tavish Design

Статус: Лист ожидания около 5-6 недель. Извините за задержку. Пожалуйста, свяжитесь с нами в Tavish Design, чтобы присоединиться к списку, или если у вас есть какие-либо вопросы ([email protected]). Спасибо!

Передняя фотография Фотография Фото задняя фотография

Руководство по владельцу (собрано)

Классическая вакуумная труба Tavish Design. уже более 55 лет. Причина его выносливости проста: с соответствующими обновлениями его очень сложно превзойти, не заходя на сложные многоламповые схемы. На самом деле, этот простой фонокорректор превосходит многие (если не большинство) высококачественных продуктов.

Наше обновление этой классической схемы включает в себя оптимизированную коррекцию RIAA, которая делает схему менее чувствительной к различиям между лампами, а также предусилитель JFET с релейным управлением для маломощных картриджей с подвижной катушкой. Он сохраняет чрезвычайно высокий запас по перегрузке, свойственный высоковольтным схемам на электронных лампах.

Наша конструкция также включает в себя линейные, регулируемые высоковольтные и нагревательные источники для низкого уровня шума и низкого рабочего дрейфа. Шина питания 200 вольт управляет лампами в заданном диапазоне — мы не истощаем лампы, работая на них при низком напряжении. И мы полностью избегаем использования импульсных источников питания. Устройство питается от внешнего настенного трансформатора переменного тока с использованием небольшого внутреннего повышающего трансформатора для подачи высокого напряжения. Это помещает более крупный сильноточный трансформатор снаружи (и достаточно далеко от) корпуса. Усовершенствованная конструкция печатной платы с несколькими доменами заземления устраняет связанный шум. Наконец, мы используем входную лампу 5751 с низким уровнем шума (вы можете заменить ее на 12AX7, если хотите). Результатом всего этого является исключительно низкий уровень шума и гула для лампового фонокорректора в компактном и недорогом корпусе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *