Фильтр который убирает блики: Поляризационный светофильтр. Что это такое и как им пользоваться? / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Поляризационный светофильтр. Что это такое и как им пользоваться? / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Дата публикации: 31.03.2020

Поляризационный светофильтр — один из немногих, дающих такой эффект, которого невозможно добиться при обработке на компьютере. В этой статье мы разберёмся, зачем он необходим и как его применяют на практике.

Поляризационный светофильтр — это устройство, отсекающее поляризованный свет. Применительно к практике фотографии, поляризованный свет содержится прежде всего в отражениях. То есть поляризационный светофильтр позволяет убирать нежелательные отражения и блики с объектов на фото. Он используется фотографами для управления бликами на стекле, воде и прочих глянцевых неметаллических поверхностях.

Блики с поверхности воды убраны поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр не применялся: вода покрыта бликами, дна не видно.

В пейзажной фотографии такой фильтр применяется для устранения бликов на воде и подчеркивания текстур. В портретной — чтобы убирать нежелательные блики с лица человека. А при съёмке с улицы модели, сидящей за столиком внутри кафе, можно с помощью «полярика» убрать все отражения с окна витрины. Аналогичная ситуация и для свадебной фотографии: классический кадр с невестой, улыбающейся из окна лимузина, удобнее снимать с поляризационным фильтром, чтобы в стекле не отражался сам фотограф. Областей применения у поляризационного фильтра много. Тут фотографу важно проявить наблюдательность и фантазию, чтобы понять, какой блик или отражение желательно убрать, а какой — оставить и подчеркнуть.

Кроме этого, «полярик» может сделать картинку немного контрастнее, а цвета — насыщеннее. Это хорошо помогает, если мы снимаем при сильной дымке, в знойный летний день. Без фильтра в таких условиях кадры получаются блёклыми. А при его использовании голубой оттенок неба в кадре станет темнее и сочнее, а контуры облаков — контрастнее.

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5, 60 с, 21. 0 мм экв.

По типу работы с поляризованным светом поляризационные фильтры делятся на линейные (маркировка PL) и циркулярные (маркировка CPL). Однако линейные поляризационные фильтры сегодня практически невозможно встретить в продаже. Дело в том, что они нарушают работу экспозамера и фазовой фокусировки фотокамеры, а значит, их можно использовать только в полностью ручном режиме съёмки. Подавляющее большинство фильтров на рынке — CPL, они не оказывают никакого негативного воздействия на работу автоматики фотоаппарата.

Поляризационный светофильтр Nikon для объективов с диаметром резьбы 77мм.

Как и прочие светофильтры, поляризационные выпускаются в разных форматах.
Как правило, фотографы используют те, что накручиваются на резьбу, находящуюся вокруг передней линзы объектива. При выборе такого светофильтра узнайте диаметр резьбы вашего объектива и подберите подходящий диаметр фильтра. Диаметр резьбы всегда указан в характеристиках объектива, на задней стороне его передней крышки и часто — на корпусе самого объектива.

На оправе резьбового поляризационного светофильтра есть вращающееся кольцо. Им мы вращаем светофильтр и находим идеальное его положение, в котором устраняются те блики, которые мы хотим убрать из кадра.

Впрочем, поляризационный фильтр может выпускаться и в виде прямоугольной пластины для специального держателя, и в виде специального фильтра-вставки для некоторых объективов с очень большой передней линзой.

Nikon AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II. Специальные фильтры вставляются в слот, расположенный возле байонета камеры.

Nikon C-PL1L — фильтр для телеобъективов. Такой фильтр, к примеру, подходит для объектива Nikon AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II.

Все поляризационные светофильтры немного затемняют кадр, примерно на 2 ступени экспозиции. Об этом важно помнить, снимая при слабом освещении. Поэтому же поляризационный фильтр, в отличие от защитного, не стоит носить на объективе постоянно — снимать им с рук при слабом освещении неэффективно. Впрочем, иногда это свойство поляризационного фильтра стоит использовать себе на руку. Им можно заменить нейтрально-серый светофильтр ND4. Это пригодится, например, когда мы снимаем на светосильную оптику при очень ярком освещении. Таким образом получится застраховать кадр от пересветов. А фотографы-пейзажисты смогут использовать затемняющие свойства «полярика» при съёмке на длинных выдержках со штатива.

Ещё одна особенность поляризационного светофильтра — при использовании на сверхширокоугольной оптике он может вызвать неравномерное затемнение на небе. Этот эффект совершенно не зависит от качества и цены самого фильтра, такова физика.

Nikkor Z 14-30mm F/4 S — сверхширокоугольный объектив для беззеркальных камер Nikon Z

Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR — сверхширокоугольный объектив для зеркальных камер Nikon

Поэтому, если вы используете объектив с фокусным расстоянием короче 35 мм для полного кадра и 28 мм для кропа, следите за тем, не появились ли на небе нежелательные затемнения. В случае их появления просто покрутите фильтр в оправе, они уйдут.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1 с, 18.0 мм экв.

Поляризационный фильтр не является предметом первой необходимости в арсенале фотографа. Так, например, для начинающего пейзажиста или предметного фотографа гораздо важнее хороший штатив и умение им пользоваться, а для свадебного фотографа — портретный объектив для постановочных фотосессий и внешняя вспышка для репортажной съёмки на банкете. Тем не менее, качественный поляризационный светофильтр расширит ваши творческие возможности и позволит получить чуть больше выразительных кадров. Используете ли вы поляризационный светофильтр в работе? Делитесь своими фотографиями в комментариях!

Дата публикации: 31.03.2020

Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Светофильтры для фотографии. Пережиток прошлого или аксессуар профессионала? | Статьи | Фото, видео, оптика

Каждый фотолюбитель, если не сталкивался, то уж как минимум слышал про светофильтры. Как одним из способов манипуляции изображением, ими пользовались с самого зарождения фотографии. Несовершенство техники и фотоматериалов того времени вынуждало искать пути для улучшения фотографии с помощью фильтров. Так, в черно-белой фотографии, широко использовались (да и сейчас могут использоваться) цветные фильтры. В цветной фотографии — различные конверсионные. 

Пример конверсионного фильтра — флюоресцентный, для коррекции цвета при съемке в флуоресцентном освещении

А также различные эффектные фильтры, позволяющие добавлять разнообразные интересные искажения в кадр — такие как софт-фильтры, звездные и так далее.

Но время шло и цифровая фотография оставила большинство из них не у дел. Цветные фильтры заменены простым пунктом меню камеры в настройках черно-белого режима съемки, а автоматический баланс белого позволил забыть про конверсионные. Небезызвестный Photoshop оставил без работы армию эффектных фильтров, оставив в стороне доводы насчет “теплых ламповых”. Цифровая обработка намного удобнее, доступнее и дает больше возможностей, чем использование старых методов манипуляции с изображением.

Различные программные методы и возможности современных камер, заменившие собой большинство используемых ранее фильтров

Но даже лучшие образцы современной техники не смогли заменить несколько видов фильтров, по крайней мере, на данный момент. Это защитные, нейтрально серые (в том числе и градиентные), поляризационные фильтры. Еще один интересный вид — инфракрасные фильтры. Но их использование слишком специфично и редко встречается в обычной практике, мы, возможно, напишем про них в другой раз.

Разберем поподробнее каждый из незаменимых фильтров, для чего они нужны, и почему их не получилось повторить какой-нибудь цифровой штукой.

Защитные и ультрафиолетовые фильтры

Основная функция таких фильтров вполне очевидна — это защита передней линзы объектива от различных повреждений. В случае же с ультрафиолетовым фильтром (UV), дополнительно отсекается свет ближнего ультрафиолетового диапазона, который не воспринимается человеческим глазом, но попадая на матрицу камеры может привести к снижению общего контраста изображения. Фотография без него может получится бледной. 

Типичный представитель ультрафиолетовых защитных фильтров

Один из возможных исходов при попадании посторонних объектов в объектив — царапина

Почему же эти фильтры не заменены ничем цифровым? Тут все вполне очевидно — никакой фотошоп не поможет, если вам в объектив прилетит какой-нибудь камушек и оставит там скол или вообще разобьет линзу. Не менее опасны и брызги морской воды или шаловливые ручки маленьких детей. Фильтр же заменить гораздо проще и дешевле, чем переднюю линзу объектива. 

Многих беспокоит вопрос влияния таких фильтров на изображение, и нет смысла отрицать очевидное — дополнительное стекло в системе неизбежно меняет снимок. Но стоит отметить, что это вопрос степени влияния. Современные защитные фильтры, изготовленные из оптического стекла с многослойным просветлением, оказывают минимальное воздействие. В тоже время цена замены переднего элемента линзы неизменно высока и в новых объективах только дороже. В данном случае нужно лишь расставить верно риски и приоритеты, в зависимости от ваших условий.

Нейтрально серые фильтры

Так называют стёкла, которые просто пропускают меньше света, тем самым изменяя необходимую выдержку или диафрагму, не изменяя цвет или еще что-то (поэтому “нейтральные”). Звучит немного странно, на первый взгляд: обычно стараются не ограничивать свет, а наоборот хотят, чтобы максимальное количество света попадало в объектив. Но, тем не менее, есть ситуации, когда света нужно меньше. К примеру, съемка с открытой диафрагмой в яркий солнечный день — в этом случае выдержка должна быть короче, чем может обеспечить затвор камеры. Поможет он и когда нужно сделать выдержку сильно длиннее и, при этом, не закрывать полностью диафрагму —  именно так получаются фото с туманной водой или длинными следами от фар автомобилей ночью. 

Без фильтра

С фильтром ND400

Другой вариант использования длинной выдержки

Нейтрально серые фильтры различаются по степени плотности и маркируются как ND4, ND8, ND16 и так далее, где число после ND указывает, во сколько раз ослабляется световой поток таким фильтром. То есть ND32 пропускает в 32 раза меньше света, и при съемке с ним выдержка станет длиннее в те же 32 раза. 

Очевидно, что перебирать пригоршню стёкол с различной плотностью не всегда удобно, особенно это заметно в видеосъемке, когда освещение может сильно меняться в процессе. Для таких случаев существуют нейтрально серые фильтры с переменной плотностью и маркируются они диапазоном, к примеру, ND2-400. Он может плавно изменять свою плотность от ND2 до ND400. К сожалению, точно определить какая именно сейчас плотность у такого фильтра, как правило, не представляется возможным, но, саму возможность плавно менять параметры трудно недооценить. Стоит отметить, что фильтры переменной плотности страдают одним существенным недостатком — неравномерностью плотности при максимальном затемнении. Если вам нужна высокая плотность, то имеет смысл выбрать фильтр с постоянным затемнением.

Фильтр переменной плотности

Еще одним подвидом нейтральных фильтров являются градиентные нейтрально серые. Они отличаются от обычных тем, что не полностью затемняют кадр, а только какую-то часть. Например, половина стекла затемняется до ND4, а половина полностью пропускает свет и между этими половинами есть плавный переход. Такие фильтры нужны в случаях, когда разные части кадра по разному освещены и необходимо затенить только ту часть, что светлее.  

Прямоугольный градиентный ND-фильтр в держателе

Можно ли заменить такие фильтры новыми технологиями? И да, и нет. Заменить ND можно, например, с использованием технологии обработки большого количества фотографий, особенно в случае градиентных фильтров — когда несколько кадров с различной экспозицией сшиваются в один HDR снимок.

Пример сшивки нескольких кадров

В случаях со сверхдлинной выдержкой все сложнее, и хотя это возможно, но обычному фотолюбителю гораздо проще использовать фильтры. А в случаях с избытком освещения все осложняется так, что нередко производители встраивают нейтрально серый прямо в видеокамеру. Это прямое доказательство сложности других решений. 

Blackmagic URSA Mini Pro — профессиональная кинокамера со встроенными ND фильтрами

В фотокамерах такого почти не встречается и ND фильтры не теряют актуальность и по сей день.

Поляризационные фильтры

Самый загадочный вид фильтров и дело тут не только в сложном названии, а  в нечетком понимании того как работает «полярик», вплоть до приписывания магических свойств. Разберем в общих чертах принцип его работы. Наверное, все знают — то, что мы видим, является отраженным светом, причем в зависимости от свойств отражающей поверхности свет изменяется. Это позволяет нам различать цвета предметов и их фактуру. Но свет меняется не только видимо, есть изменения не сильно заметные человеческому глазу. Одним из таких изменений является поляризация света.

К сожалению, сложно описать, что такое поляризация, без применения терминов «вектор», «напряженность» и «электрическое и магнитное поле световой волны», но если совсем уж упростить, то это ориентирование волны в какой-либо одной плоскости, параллельной направлению распространения света. 

Упрощенная схема работы поляризационного фильтра

Зачем это нужно? Дело в том, что свет от большинства источников, в том числе от Солнца, не имеет какой-либо поляризации. А вот свет отраженный от некоторых объектов может стать полностью или частично поляризованным. И таким свойством обладают неметаллические поверхности. Как это знание можно применить? Очень просто — используя фильтр, который пропускает волну только с какой-то одной поляризацией. «Полярик» пропускает только нужный свет и блокирует ненужный. К примеру, убирает блики со стекол и воды. Вращая поляризационный фильтр и выбирая какую-то одну плоскость поляризации, можно  заметить, что небо становится заметно темнее — свет рассеянный в атмосфере также поляризуется, причем облаков это не касается, что только усиливает контраст.

Поляризационный фильтр состоит из двух частей: 

  • неподвижного основания, которое накручивается на объектив
  • подвижной оправы с собственно поляризационным элементом

выбор нужной плоскости поляризации осуществляется простым вращения подвижной оправы

Типичное использование поляризационного фильтра в пейзаже — повышение контраста неба

Бывают ли различные поляризационные фильтры? Конечно, стоит сказать, что существуют фильтры круговой и линейной поляризации, но по факту, чтобы найти сейчас линейный нужно очень сильно постараться. Дело в том, что при использовании стекол с линейной поляризацией, возникали проблемы с работой автофокуса зеркальных камер и это практически полностью вытеснило их с рынка. Таким образом, если вы покупаете новый поляризационный фильтр более или менее популярной марки — это точно будет фильтр круговой поляризации с маркировкой вида PL-CIR. На рынке можно встретить и экзотику  в виде цветных поляризационных фильтров, которые отличаются от обычных тем, что дополнительно окрашивают изображение в какой-либо оттенок.

Второй популярный вариант — убрать блик от неба с воды

Кто-то отметит — небо темнее можно сделать и в фотошопе, так почему же такие фильтры не заменить цифровой обработкой?. Небо затенить можно. А вот закрасить блики на воде и стекле уже так легко не выйдет. Тем более так, чтобы было видно, что находится под водой или за стеклом. Это будет уже что-то из области прикладных художеств, а не фотографии.

 

В приведенных ниже изображениях световая схема неизменна, но был использован поляризационный фильтр для подавления бликов

Важность поляризационных фильтров трудно недооценить, нужно только понимать в каких случаях он будет максимально эффективен.

  1. Отражение от неметаллических поверхностей. Блики с металла ничем не убрать — увы.
  2. Свет должен отражаться под как можно более тупым углом. Снимая картину за стеклом со вспышкой на камере вы неизбежно получите блик от вспышки, «полярик» тут не поможет. Этот эффект видно и на небе, когда различные области небосвода затемняются по-разному.
  3. Нужно выбрать максимально мешающий свет — абсолютно все блики не убрать, так как у них могут быть различные плоскости поляризации. Поставить два фильтра тут не поможет, потому что так у нас получится нейтрально серый фильтр переменной плотности, причем не лучшего качества и в самом неудобном режиме.

Исходя из этих правил можно выбирать сюжеты, которые полностью раскроют потенциал поляризационных фильтров.

Общие рекомендации по подбору фильтров

Все из рассмотренных видов фильтров выпускаются в виде стандартных круглых стёкол для установки на объектив. Можно встретить нейтрально серые в виде прямоугольных пластин, для установки в специальные держатели. Для простоты выбирайте фильтр по диаметру объектива, на котором он будет использоваться,. Их можно использовать сразу по нескольку, накручивая друг на друга. 

Существуют также переходники для фильтров большего диаметра, на объективы меньшего диаметра (в разумных пределах, конечно). Но не забывайте, что используя дополнительные стёкла на широкоугольных объективах можно получить виньетирование — когда углы кадра перекрываются оправой фильтра и становятся темными. Поэтому выбирайте фильтры с не очень толстой оправой. Часто такой особенностью обладают «полярики» и нейтральные с переменной плотностью. При появлении виньетирования используйте фильтры по одному, снимите защитный при установке другого.

Несмотря на всю прелесть поляризационных фильтров не стоит их использовать как защитные и постоянно носить на объективе. Во-первых, они гораздо более уязвимы к внешним воздействиям и быстрее портятся, чем специализированные. И во-вторых, «полярики», как и ND, уменьшают световой поток на две или три ступени, в зависимости от модели. Для яркого солнечного дня такая потеря не важна, но в условиях недостатка света, это может оказать катастрофическое воздействие на количество удачных кадров.

Все современные фильтры получают просветляющее покрытие, для уменьшения влияния на конечное изображение. Но тем не менее воздействие их не нулевое, об этом также стоит помнить, используя несколько стекол сразу.

Удобно приобретать набор из фильтров, как правило, в такие наборы входят самые популярные — защитный, поляризационный и какой-нибудь ND фильтр небольшой плотности, чтобы можно было снимать с открытой диафрагмой в солнечный день. 

Набор UV, CPL и ND8 фильтров

Подводя итог можно сказать, что даже спустя сотню лет актуальность использования светофильтров для улучшения фотографии не стала меньше. И также как и сто лет назад важно знать, как и зачем они могут использоваться. Удачных кадров!

3M Privacy Filter Антибликовый фильтр для широкоэкранного монитора 23″ (AG230W9B), Clear: Electronics

3,4 из 5 звезд
455 оценок

-51% 64,00 $ 64,00 $

Цена по прейскуранту: 129,85 $ 129,85 $

Цена по прейскуранту — это рекомендуемая розничная цена нового продукта, предоставленная производителем, поставщиком или продавцом.

За исключением книг, Amazon будет отображать прейскурантную цену, если продукт был приобретен покупателями на Amazon или предложен другими розничными продавцами по прейскурантной цене или выше, по крайней мере, за последние 90 дней. Прейскурантные цены могут не обязательно отражать преобладающую рыночную цену продукта.
Узнать больше

Размер:

23-дюймовый широкоэкранный монитор

  • 5" Widescreen Monitor» data-defaultasin=»B00IQCRNZ4″ data-dp-url=»/dp/B00IQCRNZ4/ref=twister_B084TPQZ86?_encoding=UTF8&psc=1″>
Brand 3M
Compatible Devices Desktop
Material Unspecified
Special Feature Anti Glare
Finish Type Matte
Unit Count 1. 00 Count
Screen Size 23 Inches
Screen Surface Description Matte
Series AG23.0W9
Package Type Standard Packaging

Примечание. Изделия с электрическими вилками предназначены для использования в США. Розетки и напряжение различаются в зависимости от страны, и для этого продукта может потребоваться адаптер или преобразователь для использования в вашем регионе. Пожалуйста, проверьте совместимость перед покупкой.

Антибликовый фильтр 3M™ для широкоэкранного монитора 20 дюймов (16:9) (AG200W9B)

Перейти к основному содержанию

Перейти к нижнему колонтитулу

Бесплатная доставка при заказе $ 25+

Клиент также просматривал

Артикул №: 901-2102499

Модель №: AG200W9B

Марка: 3M

1

1 отзыв
Написать рецензию

$51,99

Каждый

Введите почтовый индекс

Предполагаемая дата доставки:

Посылка

Клиенты также просмотрели

Описание

Характеристики

Отзывы

Аксессуары

Описание

Продукты 3M для обеспечения конфиденциальности и защиты просто и красиво работают на большинстве современных мониторов, защищая ваши экраны и сохраняя конфиденциальность отображаемой на них информации.
Гениальная технология MicroLouvre обеспечивает эффективную конфиденциальность мирового уровня. Вы получаете четкую четкость изображения на своем мониторе, в то время как визуальные хакеры с видом сбоку остаются в темноте.

  • Антибликовый фильтр для 20-дюймового широкоэкранного монитора

  • Рассеивает свет, чтобы ваш экран было легче увидеть в сложных и изменяющихся условиях освещения в помещении

  • 17 7/16″ х 9 13/16″

  • Помогает уменьшить зеркальные отражения от яркого освещения в помещении

  • Наслаждайтесь четким экраном в ярко освещенных помещениях, даже возле окон

  • Совместимость с большинством сенсорных дисплеев

  • Легкий, тонкий, безрамочный дизайн

  • Дает экранам дополнительный слой надежной защиты от пыли и царапин.

  • Матовая поверхность легко очищается и скрывает отпечатки пальцев

  • Крепится с помощью оптически прозрачных клейких полосок или легко снимаемых язычков для крепления слайдов.

  • 100% ручная проверка для обеспечения качества

Технологии дисплеев и устройств продолжают развиваться. И мы тоже. За простотой нашей продукции скрывается мощное сочетание оптической науки и абсолютной изобретательности, которую вы привыкли ожидать от 3M. Технология MicroLouvre в нашем фильтре конфиденциальности мирового класса помогает защитить конфиденциальную и конфиденциальную информацию, отображаемую на вашем мониторе, от посторонних взглядов визуальных хакеров. Матовая поверхность помогает уменьшить блики и скрыть отпечатки пальцев, поэтому вы получаете четкое изображение на экране, в то время как визуальные хакеры с видом сбоку остаются в темноте.

Технические характеристики

Антибликовая защита : Антибликовая Соотношение сторон : 16:9 Торговая марка: 3M Настраиваемый: Нет
Фильтр или защитная пленка для экрана : Фильтр конфиденциальности и защитная пленка для экрана Устойчивость к отпечаткам пальцев: Устойчивость к отпечаткам пальцев Отделка рамы: без рамы Рамка: №
Высота в дюймах: 9,81 Устойчивость к царапинам: Да Размер экрана (диагональ в дюймах): 20 Сенсорный экран: Да
Настоящий цвет: черный Тип экрана монитора: широкоэкранный Информация о гарантии: 1 год Ширина в дюймах: 17,44
Вес: 0,68 фунта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *