Часы полет 17 камней все модели: Каталог часов «Полет» СССР, цены

Весь модельный ряд часов Штурманские

20.12.2021


Сегодняшняя коллекция «Штурманских» – это продолжение лучших традиций эпохи взлёта советского часового дела, объединенных с современными технологиями. Теперь часы космонавтов, полярников и моряков доступны всем ценителям живой истории, воплощенной в функциональном дизайне.



Начало истории 


Современный бренд «Штурманские» является наследником достижений 1-го Московского часового завода (1 МЧЗ). Поэтому, чтобы оценить настоящее и будущее «Штурманских», стоит окунуться в прошлое этого флагмана советской часовой индустрии.


1-й Государственный часовой завод был образован в 1930 году. Об истории его развития мы расскажем в другой статье, а сейчас сразу перенесемся во вторую половину 1940-х, когда он уже был переименован в 1 МЧЗ и впереди у него были очень интересные времена…


После Великой отечественной войны советские власти поставили перед страной амбициозные цели мирового масштаба: окончательное покорение воздушного пространства и океана, Северного и Южного полюсов, освоение далёких, но таких заманчивых просторов космоса.  


Первопроходцы новых стихий, за которыми следили миллионы глаз по всей планете, нуждались в высококлассной экипировке, одним из элементов которой являлись наручные часы, надёжные и подходящие для самых экстремальных условий. 


Для решения этой задачи буквально за 10-20 лет был совершен отдельный технологический прорыв – созданы серии часов, которые могли выдержать самые высокие нагрузки и всегда показывали точное время. 


Пройдемся по основным вехам этого пути и посмотрим, что лучшее из него было бережно сохранено и реализовано в сегодняшней коллекции…


Первой легендарной послевоенной моделью 1 МЧЗ явились часы «Штурманские». Именно они заложили основу репутации завода как поставщика часовых изделий по специальному госзаказу.


Эти часы предназначались для пилотов и штурманов и должны были безупречно работать в условиях перегрузок, перепадов давления и температур. В свободной продаже их не было: часы проходили госприемку и выдавались выпускникам летных училищ, летному составу авиационных частей.


Первые «Штурманские» были выпущены в 1949 году (так называемый тип I) на оригинальном механизме с 15 камнями, прототипом которого являлся К-26 часов «Победа». Они были оснащены ручным заводом и центральной секундной стрелкой, имели хороший запас хода и высокую точность, а ещё весьма ценную для лётчиков функцию останова секундной стрелки, которая позволяла авиагруппе синхронизировать свои действия.



Спустя 5 лет появились «Штурманские» типа II на 17 камнях: они имели улучшенные технические характеристики и более высокую защиту – противоударную, от пыли и влаги. Именно такие часы были вручены выпускнику военного летного училища в Оренбурге Юрию Гагарину и вскоре получили мировую славу первых часов в космосе.



Надо отметить, что Гагарин был не единственным космонавтом в «Штурманских». Их выдавали всем будущим покорителям безвоздушного пространства, и они полностью оправдывали доверие – надежно работали в непредсказуемых и тяжелых условиях. Этими часами пользовались и участники первого группового полета в космос в 1962 году, и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в 1963, и первая научная экспедиция за пределы атмосферы в 1964, и многие другие. Служили они и космонавтам из других стран, участвовавших в международной космической программе.


Эти часы стали эпохой – и в часовой индустрии, и в космической одиссее – поэтому они дали название всей современной линейке часов «Штурманские». А одной из флагманских стала коллекция «Гагарин», модели которой созданы с бережным сохранением эстетики советских «Штурманских» и логики их конструкторов.



Дизайн модели «Гагарин Первый» максимально близок к типу I «Штурманских»: диаметр 33мм, аутентичная форма стрелок и заводной головки, строгий и благородный облик. Внутри – классический советский механизм 2609 Полёт.



Несколько видоизмененным прочтением советского изделия являются часы «Гагарин Наследие»: они имеют диаметр 40 мм, широкий диапазон цветовых сочетаний, представлены в механическом исполнении (на 2609 Полёт) и с автоподзаводом (на 2416 Восток). Память об истории отражена на задней крышке, которую украшает портрет Ю.А. Гагарина.



А к 60-тилетней годовщине первого полета в космос были выпущены «Гагарин 60 лет» с памятной надписью.



Есть в коллекции «Гагарин» и варианты для любителей тех или иных функциональных особенностей и акцентов, объединенные узнаваемыми чертами первоисточника. 


«Классика» и «Классика 33» – часы с лаконичным геометричным дизайном и выверенными деталями.


«24 часа» – крупные часы с точными линиями в ярких цветовых решениях, с 2 временными шкалами, вторым поясным временем и отображением текущей даты, не случайно на задней крышке изображена карта мира: она символизирует, что часы будут надёжным помощником своему хозяину в любое время и в любой точке планеты.


«День-ночь» – практичные часы с выразительным внешним видом, высокой водонепроницаемостью, 2 часовыми поясами, шкалами 12/24 часа, индикатором даты.  



Продолжая традицию связи с историей освоения космоса, в 1957 году 1 МЧЗ выпустил мужские наручные часы «Спутник». Это событие было приурочено к запуску в октябре этого года первого искусственного спутника Земли. 



Дизайн часов был выбран соответствующим: на циферблате изображён голубой земной шар с отмеченной красным цветом территорией СССР, часть цифр заменена знаками в виде ракет. Выпускалось 2 модификации: одна с классической центральной секундной стрелкой, другая – без стрелки, её заменяла красная метка в виде спутника, движущегося на прозрачном диске по «орбите» красного цвета. При всей своей декоративности часы имели отличные характеристики: запас хода 34 часа и высокую точность. 


«Спутники», к сожалению, были выпущены в очень небольшом количестве, поэтому теперь являются редкостью и гордостью коллекционеров. Чтобы устранить эту несправедливость и закрепить память о знаменательном событии, «Штурманские» сегодня выпускают коллекцию часов «Спутник».


В одном из её экземпляров – часах «Спутник Наследие» – практически полностью воссоздана оригинальная идея оформления 1957 года, а работают они на традиционном советском механизме Полёт 2609.



В дизайне других часов коллекции также обыграна идея спутниковых полётов, а их функциональность зависит от потребностей носителя.


«Спутник GMT» подходят для заядлых путешественников: имеют настройку второго часового пояса с 24-часовой шкалой, окошко с датой, большой запас батарейки. 


«Спутник Наследие Малая Секунда» отличаются сдержанной элегантностью, чистотой линий и широким разнообразием цветовых решений, а изюминку им придает маленький внутренний циферблат с секундной стрелкой.


Часы для полярников – «Арктика»


1 МЧЗ продолжил производство часов специального назначения, подходящих для использования в самых суровых условиях. У завода было несколько очень ограниченных по количеству и времени выпуска серий часов для весьма специфических целей. К их числу относятся Антарктида» (1957 год, в честь первой экспедиции на Южный полюс), «Северный Полюс» (1957 год) и просто «Полюс» (начало 1960-х). 



Они были созданы для исследователей Северного и Южного полюсов и не появлялись в свободной продаже, а выдавались лишь полярникам и другим работникам этой сферы. Такие часы, как правило, имели пылевлагонепроницаемый корпус, специальные антимагнитные экраны внутри него, 24-часовой циферблат и светящиеся стрелки и знаки.


Современные часы из коллекции «Штурманские Арктика» также выдерживают большие нагрузки, имеют высокую степень защиты от любых внешних воздействий и поэтому востребованы среди российских полярников и исследователей.



В этой серии тоже есть часы с 24-часовым циферблатом, позволяющие определять время суток независимо от места нахождения, – это «Арктика Наследие 24 часа».


У другого экземпляра, «Арктика Наследие Автомат», циферблат оформлен более привычным образом, но также имеет 24-часовую шкалу. А часы «Арктика День-Ночь» имеют 2 временные шкалы и позволяют ориентироваться сразу в 2 часовых поясах.


Вернемся к советским подвигам в небе. В 1965 году часы 1 МЧЗ были на запястье космонавта Алексея Леонова во время его исторического выхода в открытый космос более чем на 12 минут.


Речь идёт о первом серийном советском наручном хронографе – «Стрела». Он производился с 1959 года, за основу был взят швейцарский калибр Venus, но существенно модернизирован. Хронограф оснащался однострелочным секундомером и 45-тиминутным счетчиком, шкалами телеметрии и тахометра. 



«Стрела» предназначалась для командного состава ВВС (хотя есть признаки того, что часы появлялись и в гражданском обороте), выпускалась около 20 лет и в этот период потеснила «Штурманские» на руках лётчиков и космонавтов. 


В память о первых выдающихся космонавтах того периода – Алексее Леонове, его напарнике Павле Беляеве и их коллегах, которые участвовали в первых космических экспедициях, – «Штурманские» сегодня выпускают серию часов «Открытый космос».


Часы данной коллекции объединяет мужественный графичный дизайн, выдержанность линий, узнаваемые детали и эстетика лучших советских часов для покорителей неба. 



А разнообразие цветовых и фактурных решений, функциональных характеристик и установленных механизмов даёт возможность индивидуализировать каждую модель. Здесь есть часы с одной и двумя временными шкалами, 24-часовой шкалой, часы со звуковым сигналом, с миниатюрным внутренним секундным циферблатом, а также обозначающие не только дату, но и день недели.


Кроме того, в коллекции есть 2 наручных хронографа: «Открытый Космос Хронограф Автомат» и «Открытый Космос Хронограф Наследие».


На второй хронограф обратим отдельное внимание – ведь он произведен с использованием очень известного механизма 3133, о котором пойдёт речь ниже.


К концу 70-х годов калибр 3017 в хронографах был заменен более простым в производстве и менее капризным в обслуживании механизмом 3133, который вскоре получил широкое распространение, стал гордостью 1 МЧЗ и всей советской часовой индустрии. Он используется вплоть до настоящего времени.


Для его создания в 1974 году было приобретено оборудование, права и документация на швейцарский механизм Valjoux 7734. Но советские конструкторы его значительно улучшили, сделав более надежным и точным.  За эту разработку коллектив разработчиков был удостоен Государственной премии.


Первыми часами с этим механизмом в 1976 году стал хронограф «Океан» для офицеров ВМС, а вскоре на нём же был выпущен хронограф «Штурманские» для ВВС. Они изготавливались в массивном корпусе из нержавеющей стали, со светоотражающими стрелками и индексами, имели функции секундомера и счетчика времени, показывали дату. Позднее механизм был дополнен функцией останова секундной стрелки и стал в этой модификации известен под номером 31659.



Изначально эти изделия производились только для армии по госзаказу, но с 1983 года часы с механизмом 3133 поступили в свободную продажу под маркой «Полет», с некоторыми «гражданскими» отличиями: другим оформлением, корпусом из латуни.  


Часы на 3133 тоже вписаны в историю освоения космоса: именно они были на запястье Валерия Полякова во время его рекордного по длительности (более 437 суток) пребывания в космосе в 1994-1995 годах. Калибр получил признание среди космонавтов не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1990 с часами 31659 на станции «Мир» побывал первый японец и первый журналист в космосе Тоёхиро Акияма.


И в сегодняшней коллекции «Штурманских» есть механический хронограф «Океан 3133», который повторяет неординарный дизайн «Океана» 1970-х годов и сделан на базе того же самого механизма.



Кроме него, в серии «Океан» представлены часы с особыми характеристиками, принципиально важными для дайверов и моряков, а также с самобытным дизайном и крупными яркими элементами циферблата, хорошо видимыми под водой: «Океан Амфибия»с водонепроницаемостью 20 атм и «Океан Стингрей» с водонепроницаемостью в 30 атм.


Будущее в космосе: вперед к Луне и Марсу


В сегодняшних часах «Штурманские» можно обнаружить не только лучший опыт прошлого, но и задел на будущее.


Человечество настойчиво стремится покорить пространства за пределами нашей планеты и, несомненно, ему это удастся. Основные цели, над которыми сейчас работает международное космическое сообщество, – это Луна и Марс.


Действующая ныне в России лунная программа предполагает запуск на спутник Земли автоматической станции «Луна-25» с научной аппаратурой для проведения исследований. Её отправка запланирована на 2022 год.


Вдохновение этой важнейшей миссией воплотилось в коллекции часов «Штурманские Луна 25». Это лимитированный выпуск мужских хронографов, циферблат которых украшен рельефным изображением Луны, а задняя крышка – фантазийным барельефом на тему того, как российская станция осуществила посадку на спутник нашей планеты.



Марс – ещё одна заветная мечта исследователей внеземных территорий. Серия часов «Штурманские Марс», мужских и женских, объединила в себе футуристический дизайн с яркими элементами красного цвета как основной ассоциации с неприступной Красной планетой и набор современных мер защиты от ударов, вибрации и влаги, позволяющих использовать часы в экстремальных условиях на Земле и в космосе.


Остаётся надеяться, что в самом скором будущем мы сможем зафиксировать по своим часам то время, когда нога человека ступит и на Луну, и на Марс. А создатели часов позаботятся о том, чтобы момент этот был зафиксирован для истории максимально точно.

Часовой калибр (механизм) «Полёт 17 камней». Профилактика. По просьбе Коллег по сайту.

Вместо эпиграфа:

«… теперь еще бы и полет для полного счастья… «
Firestarterv

О часах марки «Полёт» можно рассказывать бесконечно. Именно эти часы известны наручным будильником «Сигнал» (2612) и механическим хронографом «Штурманские» (3133). Надеюсь, к обзорам этих знаменитых часов мы еще придём. Однако, Полёт выпускал и более простые, но надёжные часы, что называется «на каждый день». Один из таких механизмов я и покажу сейчас в качестве примера для сравнения с другими трёхстрелочниками аналогичной ниши. Речь пойдёт не о часах, речь о механизме — основе часов. Рассказ будет небольшим, поскольку целью ставит перед собой не ремонт и восстановление, а просто ознакомление с устройством калибра «Полет 17 камней». Разберём, соберём, посмотрим, что там да как, на что похож, и коротко подытожим различия и сходства с аналогами, а заодно создадим нечто вроде инструкции по профилактике механизма своими руками. Годится? Тогда отправляемся в «Полет»!


Итак, перед нами часовой механизм Полёт 2609, 17 камней. Этот механизм служит у меня «донором» для ремонта. Его баланс уже отправился на службу в другие часы, но остальное вполне может служить отличным наглядным пособием и учебным материалом для ознакомления с системой «Полёт». Кроме всего прочего, именно эти часы были выпущены в ознаменование значительной даты в истории СССР — Олимпийских игр 1980-го года, проходивших в Москве.


Обратная сторона «медали», калибра, то бишь. Здесь колеса заводной системы — коронное и барабана, мост ангренажа. Как видим по числу камней в мосте, мост удерживает три колеса.


Чтобы заглянуть под циферблат, нам понадобится отпустить вот эти винты на торце платины, которые крепят ножки циферблата.


Готовим инструмент и приступаем к делу.


Вот и готово. Так. Что же прежде всего бросается в глаза? Это, наверно, универсальность платины. На медленной стороне выполнены все необходимые выборки для установки деталей календаря. То есть, система сразу же задумана «на вырост». Кроме того, переводные и вексельное колёса заботливо накрыты фигурной крышкой во избежание рассыпания системы. Отлично!


Давайте снимем часовое колесо с шайбой и крышку колёс. Под крышкой два переводных колеса и вексельное колесо. Минутный триб выполнен по классической схеме — на прикусе. Собственно, для механизма без календаря это не так уж и важно. Да и для механизма с календарём допустимо, при условии, что календарь имеет независимые механизмы установки даты.


Разбираем колесную систему.


Снимаем минутный триб, поддев его пинцетом с изогнутыми губками.


А теперь возьмёмся за ремонтуар.

И тут мы сталкиваемся с первой неожиданностью — у ремонтуара механизма «Полет 2609 17 камней» не одна, а две пружинные крышки, выполняющие каждая свою функцию. Одна, самая верхняя, это пружина, удерживающая в натяжении промежуточный рычаг, тот самый, нажатие на кнопку которого поднимает промежуточный рычаг и освобождает переводной вал. А вторая, нижняя, это фиксатор промежуточного рычага, который удерживает рычаг в положении «заведение пружины/перевод стрелок». Вот такая особенность.


Снимаем две эти детали…


… и тут же оказываемся перед неожиданностью номер два — в конструкции механизма нет классической R-образной пружины переводного рычага. Вместо нее применена пружина без такого изгиба. Эта пружина крепится в специальном пазу платины. Да, такая конструкция требует дополнительных фрезеровочных работ, но это, похоже, не остановило конструкторов калибра.


Вот тут, кстати, находится кнопка разъединителя.


А вот пружина в пазу. Сейчас её снимем. Она легко вынимается из паза, но держится там надёжно и не улетает при демонтаже, как в других механизмах. Наверно, в этом и кроется причина подобной конструкции.


Это детали переводной системы.


Это — комплектующие ремонтуара. Как видим, в этом калибре ремонтуар оригинальной конструкции.


Поглядим, как устроена колесная система? Разумеется, иначе зачем же мы это всё затеяли!

Что до баланса, то здесь он ничем не выделяется. Самый обычный противоударный стандартный баланс. Такой же, как у Востока, Ракеты и прочих.


Разбираем узел анкерной вилки. Вилка ничем не выделяется, а вот мост кольцевой, устанавливается на трёх направляющих и крепится двумя винтами. Надёжная и стабильная конструкция.


Демонтируем мост ангренажа. Мост перекидной — с одной на другую сторону платины, такой же как в Ракете 2609.НА. Надёжный мост. Крепится к платине тремя винтами. Да, обратите внимание на то, как поставлены камни в мост. Вокруг камней в месте запрессовки кольцевая выемка. При такой конструкции маслу придётся уж очень постараться, чтобы выползти из маслёнки. Точнее, оно может даже не стараться тратить силы понапрасну, не выйдет. И механизм надолго будет оставаться чистым.


Так мост ангренажа выглядит с обратной стороны. Кстати, обратите внимание на головки крепёжных винтов. Видите, какие они мощные и высокие?


А вот и колесная система. Установлена весьма компактно.


А вот чтобы снять секундное колесо, придётся сначала убрать колесо барабана.


И вот перед нами три колеса ангренажа — анкерное, промежуточное и секундное. Рядом — заводное колесо барабана.


Будем помалу добираться до центрального колеса. Для начала демонтируем мост барабана и коронное колесо.


Вот так.


Теперь снимаем сам барабан, мост центрального колеса и само центральное колесо.


Механизм разобран.


Что же, давайте теперь весь этот набор деталей снова превратим в прекрасный часовой механизм. Начинаем сборку, как и в подавляющем большинстве случаев, с ремонтуара. Устанавливаем на заводной вал заводной триб и кулачковую муфту.


Устанавливаем промежуточный рычаг.


Вот она, пружина переводного рычага.


Устанавливаем на место переводной рычаг и пружину переводного рычага.


Устанавливаем и закрепляем крышки-пружины. Но перед тем, как собрать переводную систему, в первую очередь нужно установить минутное (центральное) колесо и минутный триб. Почему? Если минутный триб устанавливать после установки вексельного колеса, а здесь триб, как мы знаем, требует усилия для установки его на прикус, можно легко повредить вексельное колесо.


Поэтому переворачиваем платину, устанавливаем на место центральное колесо…


… и накрываем его мостом. Закрепляем мост двумя винтами. Мост центрального колеса не перекидной, как, например, в Ракете 26хх.НА. Крепится на одну сторону. Но это компенсируется изрядной толщиной самого моста и направляющими.


Вот теперь у нас появился футор центрального колеса с медленной стороны.


Кладём калибр на твёрдую поверхность так, чтобы камень моста центрального колеса упирался в нее, и надеваем на футор минутный триб, приложив необходимое для этого усилие.


Вот теперь можно смонтировать переводной механизм…


… и накрыть его крышкой.


Теперь установим барабан.


Мост барабана.


И установим колеса ангренажа.


Мост лёг довольно легко, только слегка пришлось пошевелить колеса для попадания цапф в отверстия камней.


Устанавливаем коронное и заводное колесо. Помните, что коронное колесо крепится винтом с левой резьбой? Если забыли, три шлица на головке винта напомнят нам об этом.


Собираем узел анкерной вилки. Тут нет особенностей. Главное, чётко попасть цапфами в отверстия камней и не применять усилия при установке моста анкерной вилки.


Ну вот и всё, пожалуй. Далее — циферблат и корпус. Но это — не в этот раз. В этот раз мы просто познакомились с замечательным механизмом «Полет 2609 17 камней» и создали небольшую инструкцию по профилактике этого калибра своими руками.

Итак, краткие выводы.

Как видим, у механизма есть ряд особенностей. Уникальный ремонтуар. Универсальная платина. Детали выполнены на высоком технологическом уровне. Механизм по компоновке в значительной степени напоминает механизм Ракета 2609.НА и… Ch3650 — «стандартный китайский часовой механизм».
Однако, по сравнению с Ракетой, в этом механизме, как вы наверняка заметили, отсутствуют не то что камни для коре барабана, а нет даже твердосплавных вставок в этих местах. Нет противоударных бушонов на анкерном колесе, как в Ракете. Но, я думаю, при надлежащем уходе и профилактике механизм будет столь же надёжен, как и его «братья по классу».

История часов космонавтов в космосе

21.01.2022

Исследование космоса всегда привлекало внимание и интерес общественности. Часы первых космонавтов до сих пор остаются предметом пристального любопытства: что это были за модели часов и продолжали ли они работать после возвращения на Землю? На самом деле часовое производство и освоение космоса часто были тесно связаны: новые модели создавались в честь новых достижений или производились специально для следующих космических миссий. Давайте взглянем на основные вехи истории и свяжем конкретные модели часов со временем их использования в…

Запуск первого искусственного спутника Земли

Различные ученые во всем мире изучают способы выхода за пределы атмосферы Земли с конца 19 века. Однако только в середине 20 века теория наконец стала реальностью.

4 октября 1957 года Советскому Союзу удалось вывести на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли с помощью ракеты Р-7, получившей название «Спутник-1», его вес составлял всего около 83 кг, а диаметр — 58 см.

Этот «малыш» находился в космосе около трех месяцев и преодолел около 60 миллионов километров! Кстати, Сергей Королев, великий советский конструктор и «отец отечественной космонавтики», руководил запуском первого спутника Земли, а также руководил программой отправки первого человека в космос спустя 4 года.

Это был великий триумф СССР и всего мира!

В честь этого знаменательного события 1-й Московский часовой завод — флагман советской часовой промышленности того времени — выпустил лимитированную коллекцию часов «Спутник». Его дизайн во многом соответствовал случаю: циферблат украшал синий глобус с красным обозначением СССР, также некоторые цифры циферблата были заменены знаками в виде ракет. Красный «спутниковый» маркер служил индикацией секунд, двигаясь по красной «орбите». Помимо украшений, часы обладали отличными техническими характеристиками: 34-часовым запасом хода и высокой точностью.

К сожалению, часы «Спутник» были выпущены очень ограниченным тиражом, поэтому их редко можно увидеть в коллекциях людей.

Сегодня, помня об этой необычной модели и значимости события, которому она была посвящена, коллекция часов «Спутник» выпускается под маркой «Штурманские» на бывшем 1-м Московском часовом заводе. Одна из ее частей, часы «Наследие Спутника», является наиболее близким воссозданием оригинального дизайна «Спутника» 19 века.57 и приводится в движение традиционным советским механизмом 2609 «Полет».

 

Первые исследователи невесомости

Перед запуском человека в космос важно было оценить необычные условия и их влияние на живые организмы. С этой целью был проведен ряд экспериментов, в том числе запуск животных на орбиту внутри искусственных спутников.

Мало кто знает, что перед полетом Юрия Гагарина в космос было отправлено несколько десятков собак, а также другая живность: амфибии, насекомые, мыши и крысы и т. д. На самом деле с этим знакомы многие люди, интересующиеся историей освоения космоса. фото:

Эти две собаки известны тем, что 19 августа 1960 года 19 августа 1960 года в течение дня находились на орбите вокруг «Спутника-5» и после этого первыми вернулись живыми на Землю.

Их зовут Белка и Стрелка. Но еще один малоизвестный факт: изначально у собак были разные имена. Однако маршал М.И. Неделин сказал изменить имена собак, чтобы они звучали более «по-русски», для публикаций в прессе об эксперименте. Хотя эта страница истории освоения космоса не о часах, все же есть маленькая терпеливая Стрелка (как часовая стрелка по-русски), которая, по воспоминаниям очевидцев, вела себя во время миссии очень спокойно и размеренно.

Среди прочего есть предположение, что первые часы были отправлены в космос одновременно с собаками, потому что нужно было проверить их работу для будущего первого человека, который туда отправится, так как во время полета важно контролировать время. ..

«Полетаем!»

Вот и настал легендарный день! 12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин провел на орбите 108 минут, совершив полный оборот вокруг Земли на корабле «Восток-1» на высоте до 328 километров и со скоростью почти 29,000 километров в час.

Эта информация была опубликована в большинстве мировых газет и по сей день знакома всем, кто интересуется этой темой. И наоборот, гораздо меньше людей знают, как на самом деле стал космонавтом Юрий Гагарин, и уж точно немногие знают, какие часы были у него на запястье, когда он завершил эту знаменитую миссию.

Дело было так… Гагарин не рожден быть первым человеком, полетевшим в космос. Он родился в небольшой деревне Смоленской области в 1934 года, а его родители работали в колхозе. С ранних лет Юрий обладал незаурядной личностью и силой воли и к 1955 году посещал аэроклуб в Саратове и, несмотря на то, что окончил индустриальный техникум и мог стать мастером производственного обучения, почувствовал в себе желание летать. . Поэтому, когда его призвали на военную службу, Гагарин смог поступить в 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу имени К. Е. Ворошилова. Во время учебы его инструкторы заметили его талант пилота.

Через два года Юрий Гагарин окончил училище и получил диплом с отличием и первые «Штурманские» часы, которые затем стали выдаваться всем выпускникам летного училища и Советской Армии как часть формы одежды.

Часы «Штурманские» производятся 1-м Московским часовым заводом с 1949 года. Их первые часы были оснащены калибром на 15 камнях на базе французского R26 фирмы LIP SA d’Horlogerie (Советский Союз приобрел эту технологию еще в 1936 году для запустить один из первых часовых заводов в стране). Вот как выглядели эти часы:

Они были разработаны как функциональные часы для пилотов и штурманов и не поступали в продажу. Одной из основных функций была функция «стоп-секунда», которая позволяла часам останавливаться в любой момент, потянув за заводную головку, что было необходимо летным экипажам для синхронизации своих действий.

В 1954 году часы «Штурманские» были модернизированы, они имели усовершенствованный механизм 43М с 17 камнями, а также противоударную защиту с герметичной крышкой, которая не допускала попадания влаги и пыли внутрь корпуса. Такие часы будущий первый космонавт получил в 1957:

Прочтите об этом в нашем блоге. После окончания школы Юрий Гагарин был зачислен летчиком в один из авиационных полков Заполярья и вскоре проявил себя как выдающийся офицер, получив благодарность от командира части.

Но космические достижения страны будоражили воображение молодого отличника: в конце 1959 года Гагарин записался кандидатом в космонавты и был принят. В общем, процесс отбора был очень серьезным, рассматривалось 3,5 тысячи пилотов, из которых выбирали всего 20 человек, а потом нужно было выбрать лучшего. Итак, Юрий Гагарин блестяще прошел все физические и психологические испытания, чтобы стать первым.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич успешно выполнил свою миссию, оправдав возложенные на него надежды. С собой были его «Штурманские» (их видно на его скафандре на фото выше). После своего исторического полета Гагарин подарил часы главкому ВВС Константину Андреевичу Вершинину, который вместе с Королевым принимал участие в отборе космонавтов и запуске корабля «Восток-1». Сейчас эти часы находятся в музее Центра подготовки космонавтов:

Однако еще одна важная деталь: подтверждено, что у Юрия Гагарина во время полета на корабле «Восток-1» было больше одних часов. Мы провели собственное расследование на эту тему и выяснили ряд интересных подробностей, которыми поделились в отдельной статье.

А пока можно отдать дань уважения этому легендарному событию и выдающемуся человеку, и в линейке часов «Штурманские» есть коллекция «Гагарин», модели которой имеют узнаваемые черты классических «Штурманских Гагарин»:

«Гагарин Первый»

«Наследие Гагарина»

Изюминкой коллекции «Наследие Гагарина» является дизайн задней обложки. В честь первого космонавта украшен рельефным портретом Юрия Гагарина:

Модель «Гагарину 60 лет» была посвящена 60-летию первого полета в космос:

Очередные полеты

Юрий Успех Гагарина нужно было развить и закрепить за счет расширения программы освоения космоса. Итак, 6 августа 19 г.61 января на орбиту вышел Герман Титов, который был дублером Гагарина во время апрельского полета. Титов пробыл в космосе на корабле «Восток-2» более суток. Он был вторым человеком в космосе, но это не умаляет его вклада в историю. Ведь он был первым, кто провел там столь длительное время, в течение которого тестировал технические системы космического корабля и выполнял необходимые рутинные действия: ел и спал. Кстати, он же сделал и первые фотографии Земли из космоса.

Часы для «серебряного астронавта» были чрезвычайно важны, поскольку им предстояло пройти суровое испытание в столь длительном полете. На одной из самых известных фотографий Германа Степановича видно, что во время полета он носил наручные часы, как и Гагарин, прикрепленные к скафандру:

Что это были за часы, еще предстоит выяснить, но велика вероятность, что это тоже были «штурманские» часы, т. к. Титов был выпускником Сталинградской военной авиашколы в Новосибирске в том же году что и Гагарин, 1957, а в то время всем молодым летчикам выдавались часы производства 1-го Московского часового завода.

По этой же причине и другие советские космонавты, следовавшие за Гагариным и Титовым, во время своих полетов также пользовались «штурманскими» часами, пока их не заменили другими моделями, о которых мы расскажем ниже.

Астронавт НАСА Джон Гленн был третьим астронавтом, отправившимся в космос. Его почти пятичасовой полет был на «Меркурий-Атлас 6» 20 февраля 1962 года. Вместо наручных часов он нес спортивный секундомер Heuer 29.15A, первые швейцарские часы в космосе. Сейчас он хранится в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. специально для этой миссии был разработан Breitling Navitimer Cosmonaute с 24-часовой шкалой.

Первая женщина в космосе

Еще одна памятная дата — 16 июня 1963 года, когда космодром Байконур запустил космический корабль «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой на борту.

Ее путешествие было непростым. Когда в отборе участвовала тысяча кандидатов, для тщательной подготовки к полету отобрали только 30. Валентина была среди них, и хотя она немного отставала в подготовке, Хрущев утвердил ее кандидатуру.

Она была хорошим выбором, и когда ей пришлось столкнуться с техническими трудностями, такими как управление космическим кораблем и физическим недомоганием во время полета, и когда ее пребывание в космосе длилось почти 3 дня, она достойно справилась со всеми испытаниями, а затем получила звание Героя Советского Союза, как у первых мужчин-космонавтов.

У исследователей есть 2 основные версии о часах Валентины Терешковой:

1) «Штурманские», такие же, как у Юрия Гагарина;

2) Женские часы Угличского часового завода, которые после ее полета назвали «Чайкой» в честь самой Терешковой — таков был ее позывной.

Возможно, правда сочетает в себе оба этих предположения. Глядя на фотографии Валентины Владимировны, у нее действительно были миниатюрные женские часы советского производства. Однако маловероятно, что она была в них во время своего знаменитого полета, особенно если учесть, что космонавты вообще старались брать с собой несколько часов и для удобства застегивали одни поверх скафандра (как на фото Гагарина и Титова выше).

Открытый космос

Следующим шагом в освоении космоса, которого ждал весь мир, стал выход в открытый космос. Это произошло 18 марта 1965 года во время полета на «Восходе-2», где Павел Беляев был командиром, а Алексей Леонов его вторым пилотом. Леонов совершил это в специальном многослойном скафандре «Беркут», предназначенном для этой цели. Кроме того, на корабле был установлен шлюз.

Когда Алексей Леонов пробыл в космосе 12 минут 9секунд, в течение которых проводились запланированные эксперименты, он вернулся на корабль из-за деформации скафандра. Стоит отметить, что за весь этот полет произошел ряд нештатных ситуаций, поэтому космонавтам пришлось проявить мужество и профессионализм, чтобы вернуться на Землю. Их посадка произошла дальше от запланированной точки, и их нашли только на следующий день. В ходе этой экспедиции был установлен еще один мировой рекорд, достигший почти 500-километровой высоты космического корабля над Землей.

Итак, какие часы Леонов впервые надел в открытый космос? Это был первый серийный советский наручный хронограф «Стрела», выпускаемый тем же 1-м Московским часовым заводом.

Эти часы выпускались с 1959 года, их механизм 3017 был основан на швейцарском калибре Venus и значительно модернизирован советскими конструкторами. Этот хронограф был оснащен однократным секундомером и 45-минутным счетчиком, телеметрической и тахометрической шкалами, его корпус был прочным и выдерживал высокие нагрузки и перепады температур.

«Стрела» создавалась для личного состава ВВС летчиков и космонавтов и почти на 20 лет заменила «Штурманские».

Сегодня мы чтим память выдающихся первооткрывателей неизведанной и дальней стихии выпуском коллекции часов Штурманские «Открытый космос», объединенных дизайном, сдержанными линиями, эргономикой и эстетикой лучших часов советских космонавтов.

Впервые на Луну

Оглядываясь на основные вехи освоения космоса, нельзя не упомянуть еще одну знаменательную дату — 21, 19 июля.69. В этот день американский астронавт Аполлона-11 Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны, а затем к нему присоединился его напарник Эдвин Олдрин.

Они прибыли раньше, 20 июля, затем пробыли на спутнике Земли почти 22 часа, пока пилот Майкл Коллинз ждал их на лунной орбите. Космонавты пробыли вне корабля около двух с половиной часов, за это время они установили на Луне американский флаг и различные измерительные приборы, взяли пробы грунта, а также совершили мемориальную акцию, оставив медали знаменитых космонавтов, которые погибли, в том числе Гагарин и Комаров, Гриссом, Уайт и Чаффи.

История часов, которые были выбраны для ношения на запястье Армстронга в тот исторический момент, требует отдельного внимания. После первых американских полетов в космос, планируя будущую космическую программу, НАСА серьезно подошло к оснащению астронавтов. Они протестировали несколько наручных часов от разных производителей в сложных условиях и остановили свой выбор на швейцарских часах Omega Speedmaster. Часы выпускались с 1957 года и, изначально предназначенные для автогонщиков, обладали отличной защитой от ударов и вибраций.

Это решение вызвало некоторые споры в сообществе, и в первую очередь среди конкурирующих производителей. Наконец выбор подтвердился, и вскоре после Алексея Леонова, в 1965 году, первый американец Эдвард Уайт носил эти часы во время выхода в открытый космос, 4 июня с космического корабля «Джемини-4».

Нил Армстронг также ступил на поверхность Луны в Speedmaster. На самом деле это были часы его напарника, а часами Армстронга пользовались астронавты внутри модуля. С тех пор эта модель получила второе название Moonwatch.

 

Вскоре после первой высадки на Луну заднюю крышку украсила памятная надпись:

Эти часы выпускаются и сегодня в более современных модификациях.

Однако не только Swiss Omega удалось побывать на Луне. 30 июля 1971 года экипаж «Аполлона-15» совершил посадку на поверхность спутника Земли. Эта экспедиция знаменита тем, что астронавты провели на Луне почти трое суток, впервые использовали транспортное средство для ее облета и собрали обширный материал для научных исследований. По общепринятой версии, Speedmaster командира Дэвида Скотта вышел из строя, и без часов работать и передвигаться по Луне было сложно. Часы должны были помочь отслеживать потребление кислорода, воды и заряд батареи. Итак, Скотт использовал свои личные часы, американский хронограф Bulova.

Собственно, не только советские, швейцарские и американские часы были в числе первопроходцев в космосе. Почти незаметно туда же сумели «проникнуть» замечательные японские часы. В ноябре 1973 года во время очередной американской экспедиции на свою станцию ​​«Скайлэб», которая установила рекорд по продолжительности пребывания в космосе на тот момент — 84 дня. В то время официальными часами американских астронавтов были часы Omega Speedmaster, но по стечению обстоятельств у пилота экипажа «Скайлэб-4» Уильяма Пога их не было, и вместо них он взял свои личные японские часы Seiko 6139.с ним хронограф, который успешно прошел внеземные испытания и позже был продан на благотворительном аукционе.

Далее

Часы Omega впоследствии были признаны и советскими космонавтами. Например, его использовали американские и советские экипажи во время другого исторического события: успешной стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в июле 1975 года, положившей начало космическому сотрудничеству между США и Советским Союзом. .

Тем не менее советские часовые изделия не потеряли своей популярности и среди покорителей космоса. Например, механизм 3017, уже известный нам по часам Алексея Леонова «Стрела», до конца 1970-х годов использовался в хронографах 1-го Московского часового завода под марками «Полет» и «Секонда».

2 марта 1978 года космонавт Алексей Губарев, командир космического корабля «Союз-28», с часами «Секонда» 3017 на запястье летал на орбитальную научную станцию ​​«Салют-6». Его сопровождал гражданин Чехословакии Владимир Ремек, первый и единственный космонавт этой страны. Этот полет считается первым международным полетом по программе «Интеркосмос».

К концу 1970-х годов на смену советскому механизму 3017 пришел другой, более простой в производстве и обслуживании механизм 3133. Став настоящей гордостью часовой промышленности СССР, он стал известен как «русский хронограф». » в других странах и используется до сих пор. Механизм также был основан на швейцарском калибре и значительно улучшен советскими часовщиками.

«Океан» — первый хронограф с механизмом 3133 для офицеров ВМФ, выпускавшийся с 1976, а вскоре и «Штурманские» хронографы для ВВС с использованием того же механизма. Позднее механизм был модернизирован функцией остановки секундной стрелки и в этой модификации стал известен как 31659.

Часы с механизмом 3133 также являются частью истории освоения космоса. Он был на запястье Валерия Полякова во время его рекордного пребывания в космосе (более 437 суток) в 1994-1995 годах. После этого движение признали космонавты многих народов. Например, в 1990 часы 31659 носил Тойохиро Акияма, первый журналист, отправившийся в космос из Японии.

Сегодняшняя коллекция «Штурманские» включает в себя механический хронограф «Океан 3133», который повторяет неординарный дизайн «Океана» 1970-х годов и основан на том же механизме.

В общем, мы рассмотрели лишь несколько замечательных страниц истории освоения космоса, где отважным и решительным космонавтам помогали надежные механизмы, разработанные профессионалами часового дела. Человечеству предстоит пройти долгий путь в будущем этого сотрудничества и открытия новых горизонтов, но прикоснуться к истории можно, просто надев «Штурманские» — надежные и точные часы с характерным дизайном, в котором отразились лучшие советские традиции.

пророссийских повстанцев распилили обломки Mh27

Вооруженный мужчина смотрит на обугленные обломки на месте крушения рейса 17 Malaysia Airlines возле села Грабово, восточная Украина, воскресенье, 20 июля 2014 г. Вооруженные повстанцы заставили спасателей передать все 196 тел, извлеченных с места крушения Malaysia Airlines. По словам украинских официальных лиц и наблюдателей, в воскресенье их погрузили в вагоны-рефрижераторы, направлявшиеся в удерживаемый повстанцами город.

AP Photo/Вадим Гирда

Как сообщает NBC News, следователи из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе говорят, что пророссийские повстанцы «распилили» части обломков сбитого рейса 17 Malaysia Airlines с помощью электропил.

Задняя часть самолета, которая представляет собой один из самых больших обломков, найденных на месте крушения на востоке Украины, «определенно была взломана», заявил официальный представитель ОБСЕ Майкл Бочуркив. Кабина также была прорезана пилой, но Бочуркив сказал, что это могло быть сделано при попытке добраться до тел.

Пророссийские боевики, взявшие под свой контроль восток Украины, обвиняются в фальсификации улик на месте крушения Mh27. Официальные лица США заявили, что пассажирский самолет, на борту которого находились 298 человек, скорее всего, была ракета повстанцев, но Россия утверждает, что в катастрофе виновато украинское правительство.

Самолет Малазийских авиалиний, скорее всего, ошибочно приняли за украинский.

Как отмечает Ассошиэйтед Пресс, местонахождение обломков может дать информацию о том, как разворачивалась атака.

Консультант по авиационной промышленности Крис Йейтс сказал AP: «Вы можете эффективно отследить и дать относительно высокую степень уверенности в месте, откуда взлетела эта ракета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *