Atmega32U4 atmel studio: Atmel Studio [Амперка / Вики]

Содержание

Программирование МК AVR на языке assembler в среде Linux / Хабр


Ни для кого не секрет, что микроконтроллеры семейства AVR прочно вошли в практику домашних поделок. Кроме того, уже несколько лет наблюдается массовое (

на грани эпидемии)

увлечение отладочными платами типа Arduino, построенными на базе все тех же AVR. Не буду судить, хорошо это или плохо, ибо статей на эту тему на ресурсе более чем достаточно. Хочу уберечь и моего читателя от споров на тему «что такое Arduino и хорошо это или плохо». Статья не об этом.

Рано или поздно для любого «ардуиньщика» (при условии что он хочет выйти на более высокий профессиональный уровень) наступает момент когда в рамках платформы Arduino ему становится тесно и он начинает задумываться о том а что же в действительности происходит под капотом. И ответы на все его вопросы уже есть, например в виде замечательного курса «AVR. Учебный курс» от глубокоуважаемого DIHALT. Если вы пользователь OS Windows, то и недостатка в инструментах разработки у вас не будет, достаточно бесплатной Atmel Studio, закрывающей все вопросы разработки ПО для МК AVR.

Хоть я и тимлид в коллективе разработчиков ПО прикладного уровня, вопросы «железа» которое в нашей конторе делается на базе AVR с недавних пор стали интересовать меня очень остро. Возникло желание хорошо разобраться во всех аспектах разработки ПО для МК. И так как я являюсь убежденным приверженцем использования в разработке OS на базе ядра Linux, меня заинтересовал вопрос, а как там в линуксах: можно/нельзя ли писать и отлаживать ПО, зашивать его в кристалл с тем же (или примерно тем же) уровнем удобства, который нам доступен в Windows. Тех кого тоже интересует этот вопрос, и в особенности тех, кому тема поста кажется надуманной, приглашаю под кат.


Что касается разработки на C/C++, в среде линукс с этим особых проблем и нет, в виду общей ориентированности этой системы на использование данного языка и наличия достойного набора инструментария. Однако, тот же DIHALT, например, утверждает что программирование для МК неотделимо от знания ассемблера, в чем я с ним соглашусь, в виду логичности его тезисов, изложенных в «Учебном курсе» и собственного (пусть небольшого) опыта системной разработки под x86.

Руководствуясь тезисом, что от асма AVR нам никуда не уйти и сидим мы под линуксом, попробуем посмотреть на то, как можно писать и отлаживать программы. Я использую дистрибутив Arch Linux, поэтому в своем повествовании буду опираться на его экосистему.


Сразу скажу, что связку Atmel Studio + wine я предлагать не буду. Не люблю я wine (хоть и пользуюсь по необходимости). Остановимся на нативных средствах, прежде всего компиляторов, обзор которых в сети и личные ковырялки дали выход на триумвират gavrasm, avra и avr-as. Выбор произошел по двум противоречивым критериям: поддержка синтаксиса предлагаемого Atmel и возможность отладки прошивки по шагам в эмуляторе. Последнее для меня более важно, а в плоскости курса @DIHAL так прям вообще необходимо для понимания процесса работы микроконтроллера. Общность синтаксиса с компиляторами от Atmel дает, опять таки с моей точки зрения, лишь возможность без труда адаптировать проекты Atmel Studio к работе в линуксах, что весьма сомнительное преимущество, ибо тот же avr-as существует и под Windows. Предлагаю читателю обзор перечисленной троицы.

gavrasm и avra


Поддерживают синтаксис Atmel. Первый нашелся в AUR и устанавливается командой

$ yaourt -S gavrasm


Второй так же доступен в AUR

$ yaourt -S avra


Программа вида

test.S

;---- Определяем целевое устройство
        .device atmega16
;---- Сегмент данных
        .dseg
;---- Сегмент кода
        .cseg
        .org 0x0000
        ldi r16, 10
M1:
        inc r16
        rjmp M1
;---- Сегмент EEPROM
        .eseg


Собирается обоими компиляторами сразу в *.hex и результат работы выглядит примерно одинаково. Чтобы не возмущать благородных донов длинными портянками, помещаю результаты компиляции под спойлеры

Выхлоп gavrasm

$ gavrasm test.S
+------------------------------------------------------------+
| gavrasm gerd's AVR assembler Version 3.5 (C)2015 by DG4FAC |
+------------------------------------------------------------+
Compiling Source file: test.S
-------
Pass:        1
14 lines done.
Pass 1 ok.
-------
Pass:        2
14 lines done.
3 words code, 0 words constants, total=3 =  0.0%
No warnings!
Compilation completed, no errors. Bye, bye ...
$ ls -l
итого 12
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users  52 июл 29 15:46 test.hex
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users 741 июл 29 15:46 test.lst
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users  92 июл 29 15:46 test.S

Содержимое hex-файла прошивки
:020000020000FC

:060000000AE00395FECFAB

:00000001FF


Содержимое файла листинга

gavrasm Gerd's AVR assembler version 3. 5 (C)2015 by DG4FAC

----------------------------------------------------------

Source file: test.S

Hex file: test.hex

Eeprom file: test.eep

Compiled: 29.07.2017, 15:46:38

Pass: 2

1: .device atmega16

2:

3: .dseg

4:

5: .cseg

6: .org 0x0000

7:

8: 000000 E00A ldi r16, 10

9: M1:

10: 000001 9503 inc r16

11: 000002 CFFE rjmp M1

12:

13: .eseg

14:

Program : 3 words.

Constants : 0 words.

Total program memory: 3 words.

Eeprom space : 0 bytes.

Data segment : 0 bytes.

Compilation completed, no errors.

Compilation endet 29.07.2017, 15:46:38

Выхлоп avra

$ avra -l test.lst test.S 
AVRA: advanced AVR macro assembler Version 1.3.0 Build 1 (8 May 2010)
Copyright (C) 1998-2010.  Check out README file for more info
   AVRA is an open source assembler for Atmel AVR microcontroller family
   It can be used as a replacement of 'AVRASM32.EXE' the original assembler
   shipped with AVR Studio. We do not guarantee full compatibility for avra.
   AVRA comes with NO WARRANTY, to the extent permitted by law.
   You may redistribute copies of avra under the terms
   of the GNU General Public License.
   For more information about these matters, see the files named COPYING.
Pass 1...
Pass 2...
done
Used memory blocks:
   Code      :  Start = 0x0000, End = 0x0002, Length = 0x0003
Assembly complete with no errors.
Segment usage:
   Code      :         3 words (6 bytes)
   Data      :         0 bytes
   EEPROM    :         0 bytes
$ ls -l
итого 16
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users 92 июл 29 15:46 test.S
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users  0 июл 29 15:55 test.S.cof
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users 13 июл 29 15:55 test.S.eep.hex
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users 55 июл 29 15:55 test.S.hex
-rw-rw----+ 1 maisvendoo users 61 июл 29 15:55 test. S.obj


Содержимое hex-файла
:020000020000FC

:060000000AE00395FECFAB

:00000001FF


Листинг генерируется дополнительным ключем -l при сборке
$ cat test.lst

AVRA Ver. 1.3.0 test.S Sat Jul 29 16:02:05 2017

.device atmega16

.dseg

.cseg

.org 0x0000

C:000000 e00a ldi r16, 10

M1:

C:000001 9503 inc r16

C:000002 cffe rjmp M1

.eseg

Segment usage:

Code : 3 words (6 bytes)

Data : 0 bytes

EEPROM : 0 bytes

Assembly completed with no errors.


Анализируя результаты можно сказать, что:

  1. Генерируется файл в формате Intel HEX, пригодный сразу для прошивки в МК
  2. Синтаксис совместим с Atmel


Определенно в синтаксисе avra есть отличия, например

        . device atmel16


дает указание на МК, скрывая от программиста явное указание ссылок на *.inc файл макроопределений. Существует и ряд других нюансов, о которых проще прочесть в документации или в хорошей обзорной статье Valber’а на русском языке. Об особенностях gavrasm можно почитать тут.

Оба рассмотренных компилятора имеют существенный фатальный недостаток — они не генерируют отладочной информации. Хотя в документации по avra такая возможность заявлена

Debugging support AVRA creates a coff file everytime the assembly was sucessful. This file allows AVR Studio or any coff compatible debugger to simulate or emulate the program.


но *.cof файл в выхлопе неизменно оказывается пустым. Отсутствие отладочной информации исключает адекватную отладку по шагам, остро необходимую начинающим. Так что от этих (к слову довольно старых альтернатив) переходим к другому, более могучему компилятору из семейства GNU

avr-as


Установка этого инструментария доступна из официальных репозиториев любого достаточно популярного дистрибутива. В случае с Arch Linux

$ sudo pacman -S avr-gcc avr-libc avr-binutils


GNU assembler (gas) является бэкэндом к компилятору gcc и обычно явно не вызывается. Связано это с идеологией *nix систем, ориентированных на разработку на C/C++, в которой ассемблеру отводится роль младшего нелюбимого сына. Вместе с тем это обеспечивает глубокую интеграцию ассемблерного кода в программы на C/C++ что, редко, но бывает необходимо. К тому же, если говорить об архитектурах x86/x86_64 синтаксис «гнутого» ассемблера (AT&T) разительно отличается от принятой Intel-нотации (хотя на gas можно использовать и интел-синтаксис, компилятор дает такую возможность). Чего стоит обратный по отношению к интел-нотации порядок операндов в командах, например

Применительно к AVR gas не отходит от нотации Atmel в части оформления команд — порядок операнд здесь привычный, например команда:

ldi r16, 10


в gas для AVR выглядит привычно. Другое дело макросы и директивы компилятора, они отличаются от Atmel. Приведенная выше тестовая программа будет выглядеть так:

test.S

#include	"/usr/avr/include/avr/io.h"	
/* Секция данных */
	.data
/* Секция кода */
	.section .text
	.org 0x0000
/* Точка входа, обязательная при вызове avr-gcc вместо avr-as */
	.global main
main:
	ldi r16, 10
M1:
	inc r16
	rjmp M1


Как видно из исходника секция кода определяется директивой предпроцессора .section .text (аналог .cseg). Аналогом .dseg служит .data. Единственное, чего я пока не понял и не узрел в документации, как определяется содержимое EEPROM (аналог .eseg). Надеюсь среди читателей найдется добрый гуру, который натолкнет меня на ответ. Новичкам же, подобным мне, советую покурить документацию тут и вот здесь для уяснения специфики использования gas для AVR.

Мы же теперь соберем hex-файл, пригодный для прошивки МК. Команда:

$ avr-as -mmcu=atmega16 -o test.o test. S


генерирует объектный файл для соответствующего контроллера (в нашем случае ATMega 16). Далее данный объектный файл преобразуется в hex

$ avr-objcopy -O ihex test.o test.hex


Получая на выходе hex-файл вида

test.hex
:060000000AE00395FECFAB

:00000001FF


Тем не менее, мы не ответили на главный вопрос и не обозначили преимущество gas по возможности организации пошаговой отладки. Для этого прежде всего


В линуксах нет достойной альтернативы GDB. Для его использования применительно к МК AVR ставим фронтэнд

$ sudo pacman -S avr-gdb


Данный отладчик обладает всем комплексом противоречий, пугающих новичков: при справедливо заявленной термоядерной мощи порог вхождения его довольно высок. Чтобы разучиться боятся gdb и начать в нем работать очень рекомендую статью величайшего и могучего и, к сожалению, ныне покойного (земля тебе пухом, Мыщъх!) Николая Лихачева aka Крис Касперски «Погружение в технику и философию GDB».

Первое, что нужно для использования gdb — собрать код соответствующим образом, сгенерировав ELF-образ, содержащий отладочные символы

$ avr-as -mmcu=atmega16 -g --gstabs -o test.o test.S


Ключи -g и —gstabs генерируют соответственно отладочные символы и добавляют возможность использовать образ для удаленной отладки в gdb. Компонуем полученный объектный файл в ELF

$ avr-ld -m avr4 -o test.elf test.o


Полученный образ мы используем для отладки нашего теста. Из него же можно сгенерировать и hex-файл

$ avr-objcopy -j .text -j .data -O ihex test.elf test.hex


явно указывая ключем -j включаемые в прошивку секции, ключем -O ihex формат вывода (intel HEX). Получаем тот же файл, что и в предыдущем случае:

test.hex
:060000000AE00395FECFAB

:00000001FF


Осталось загрузить полученный код в эмулятор и проверить доступные возможности отладки.


Этот вопрос сложнее прочих. Мною было найдено два достойных кандидата: simavr, имеющийся в официальных репозиториях арча и устанавливаемый простым:

$ sudo pacman -S simavr


и более популярный симулятор simulavr, который не был найден даже в AUR, при том что основная масса полезной инфы в сети именно о нем. Собрать из исходников с целью создания PKGBUILD для AUR у меня не вышло, хотя я перебрал все адекватные ветки в официальном репозитории. Пришлось прибить зверский костыль, скачав DEB-пакет для Debian, превратив его в пакет для арча с помощью утилиты debtap.

 $ debtap simulavr_0.1.2.2-7+b2_amd64.deb


и далее полученный арч-пакет без проблем ставиться в систему.

Версия эта довольно древняя, а текущий релиз (судя по дате последнего коммита в репозитории) ушел довольно далеко.

Что же касается simavr, то он ставится без проблем, поддерживает большее число МК, но на попытки подключения к нему отладчиком выдает в консоль сообщения о крэше эмулятора и разобраться с этим мне пока не удалось. Тут я снова апеллирую к сведующему в вопросе читателю и рассчитываю на подсказку.

Пока же мы используем для отладки костыльно поставленный simulavr


Итак, сначала отладим программу хардкорно — из консоли запустим эмулятор

$ simulavr -d atmega16 -c 8000000 -g -P simulavr-disp


запускаем эмулятор ATMega 16 (ключ -d) на частоте 8 МГц (ключ -с) с опцией удаленной отладки и возможность красивого просмотра регистров контроллера (опция -P, которая по данным из сети в свежайшей версии эмулятора убрана). Видим окошко терминала с содержимым регистров и памяти

наблюдаем в консоли запуска сообщение

Waiting on port 1212 for gdb client to connect...


сообщающее нам о том, что эмулятор ждет подключения отладчика на порту 1212 (порт можно указать при запуске ключем -p). В другой консоли стартуем отладчик:

$ avr-gdb -q -tui


первый ключ уберет пафосный выхлоп gdb при запуске, вторая группа ключей активирует просмотр исходников в процессе отладки в применена мной для наглядности (на деле эта опция неудобна по ряду причин). В консоли мы увидим следующее:

Подлючаемся к эмулятору

(gdb) target remote:1212


Загружаем ELF-образ в эмулятор (да, именно его а не hex, на чем я обжегся в самом начале) d ‘vekznjh

(gdb) load test.elf


Загружаем отладочные символы:

(gdb) file test.elf


ответив «yes» на заданный вопрос, получая следующую картину:

Что же, мы видим наш исходник и отладчик, готовый к приему команд. Даем команду next

(gdb) n


и видим как отладчик бодро переместился по коду.

можем посмотреть изменившееся состояние регистров контроллера как в консоли эмулятора

так и в окне отладчика:

(gdb) info registers
.
.
.
r16            0xa      10
.
.
.
SREG           0x0      0
SP             0x0      0x0 <main>
PC2            0x2      2
pc             0x2      0x2 <M1>


С этого момента нам доступен весь богатейший инструментарий, предоставляемый отладчиком gdb. Однако,

что линуксоиду хорошо то виндузятнику смерть

меня упрекнут мол «чувак, в Atmel Studio есть нормальная отладка с отображением исходников, перемещением по коду хоткеями и просмотром значений вразумительным графическим способом» и будут правы, поэтому попытаемся хотя бы частично решить проблему дружественности отладки, совместив её с разработкой


IDE Eclipse известна давно. За время своего существования она прочно утвердилась в разных областях разработки ПО и может «тупо всё», благодаря обширному набору плагинов, расширяющих её функциональность. В свое время я восторгался ей, но время это прошло, так как в обыденной работе у неё есть масса мелких нюансов, раздувающихся в недостатки (на работе в продакшене я предпочел для того же C/C++ QtCreator в силу специфики деятельности, о чем не жалею).

Тем не менее, с точки зрения решаемой нами задачи она вполне удовлетворяет её требованиям. Для работы с AVR в Eclipse потребуется установка следующих плагинов

и, дабы не перегружать статью я отсылаю читателя к поиску, в котором установка плагинов к Eclipse описывается очень подробно. Важным здесь представляется настройка проекта, о чем я расскажу подробно.

Eclipse по своей сути ориентирован на C/C++ разработку, поэтому для создания ассемблерного проекта воспользуемся генерацией проекта через имеющийся Makefile, который и напишем для нашего теста. Вот он

Makefile

# Декларируем необходимые переменные
DEVICE = atmega16
TARGET = test
OBJECTS = $(TARGET).o
ELF = $(TARGET).elf
HEX = $(TARGET).hex
# Задаем правила компиляции
COMPILE = avr-as -mmcu=$(DEVICE) -g --gstabs
# Главная цель - HEX-файл прошивки
all:	hex
# Правило сборки объекрных молулей: беруться все исходники 
# с расширением *.S и компилятся в объектные модули *.o
.S.o:
           $(COMPILE) -c $< -o $@
	
# Правило очитски - удаляем все продукты сборки
clean:
           rm -f $(HEX) $(ELF) $(OBJECTS)
	
# Компоновка всех объектных модулей в ELF
elf:   $(OBJECTS)
        avr-ld -m avr4 -o $(ELF) $(OBJECTS)
# Преобразование ELF в HEX
hex: elf
        avr-objcopy -j .text -j .data -O ihex $(ELF) $(HEX)


Написав этот опус открываем Eclipse и создаем новый проект File -> New -> Project, выбирая сишный проект на основе Makefile

жмем Next, в следующем окне выбирая расположение каталога с исходниками и Makefile

Шлепаем Finish и видим наш проект во всей красе

Идем в меню Project -> Build all и получаем все необходимые нам бинарники:

19:34:51 **** Build of configuration Default for project test ****
make all 
avr-as -mmcu=atmega16 -g --gstabs -c test. S -o test.o
avr-ld -m avr4 -o test.elf test.o
avr-objcopy -j .text -j .data -O ihex test.elf test.hex
19:34:51 Build Finished (took 128ms)


Теперь настроим запуск эмулятора, как внешнего инструмента проекта зайдя в Run -> External Tools, создав новую конфигурацию с настройками соответствующими приведенным скринам

Тут мы сообщаем среде, что хотим запускать эмулятор с нужными нам параметрами командной строки, поместив пункт запуска в меню Run → External Tools.

Применяем настройки, идем в меню Run → External Tools → atmega16 и наблюдаем запуск эмулятора:

Хорошо, теперь настроим конфигурацию отладки нашего проекта. Идем в меню Run → Debug Configuratuions и настраиваем аппаратную отладку через GDB.

не забывая указать тип соединения с сервером симуляции:

и указав, какие действия следует выполнить при запуске отладки:

Обязательно ставим галки на Load image и Load Symbols — это позволяет отладчику загрузить прошивку в эмулятор и прочесть отладочные символы. Ставим точку останова на метку M1.

Жмем кнопки Apply и Debug и… вуаля!

Отладчик послушно стал на указанной точке останова. Доступен просмотр дампа памяти и содержимого регистров. Жмем F5 (или F6) и трассируем наш код по шагам.

Теперь можно хоть до посинения трассировать код, смотреть значения регистров и переменных, править код, снова трассировать, в общем заниматься привычным процессом разработки.


Что хочу сказать в финале? Я уже тысячу раз говорил о том, что все мои статьи на ресурсах хабр и гиктаймс — отражение личного опыта и рупор субъективного мнения. Решена задача — организация разработки ПО для контроллеров AVR в среде Linux. Эта статья — продукт долгого гугления и сбора информации из разрозненных сетевых источников. Цель её — натолкнуть новичка на поиск в нужном направлении. Статья не претендует на академичность, она лишь продукт моих собственных копаний и попытка поделится собранной информацией, а так же привлечь заинтересованных людей к интересной мне теме.

Тут много о чем не сказано, например о прошивке через avrdude, который (sic!) есть кроссплатформенная утилита прошивки для семейства AVR. Если у читателей будет желание, а у меня возможность, мы рассмотрим и её, помигаем светодиодами, пошлем слово «жопа» «счастье» через USART и так далее. Тема неисчерпаема и достойна продолжения. Время покажет.

А пока, благодарю моего читателя за внимание и надеюсь на новую встречу!

Начало работы с AVR Studio 4 (урок 1)

Для работы с AVR Studio 4 необходимо само собой её установить. Если она уже установлена, то можете пропустить этот шаг.

Установка:
создаешь каталог c:/avr/ – тут будут лежать рабочие программы.
создаешь каталог например c:/works/ – тут будут лежать твои работы.
надо что бы были короткие пути, что бы не было проблем с ними.

Дальше, качаешь и устанавливаешь в каталог c:/avr/
WinVR
AVRStudio4_SP3

Есть вообще AVRStudio5 но и AVRStudio4 пока вполне хватает.

Вся работа будет проходить в AVRStudio4, WinAVR нужна только из-за библиотеки AVR-GCC (Для того, что бы можно было писать на Си)
НО! первым надо установить именно WinAVR , иначе библиотека AVR-GCC не подцепится.

Дальше запускаешь AVRStudio4 и создаешь проект.

Тут думаю разберешься.
AVR-GCC для того, что бы писать на Си
Atmel Avr Assembler соответственно для ассемблера.

Начинать разбираться с МК лучше с нуля. А это значит с Ассемблера, значит создаешь тот, который Atmel AVR Assembler.

Потом выбирай микроконтроллер Atmega8.

дальше нужно выбрать симулятор. выбирай: AVR Simulator -> Amega8

ну теперь нажимай финишь.

когда создастся проект, будет большой, белый, чистый лист. тут будет код.

немного про содержимое этого листа

“комментарии” – это текст, пропускаемый компилятором, при компиляции.
перед началом комментария должен стоять спец символ, пользуюсь символом ; “точка с запятой”, есть еще “дабл сшеш” (//),
вот примеры комментариев


/*
* Комментарий такого види(многострочный), 
* обычно используется для 
* сопроводительной информции 
* об исходном коде, т.е.
* название, разработчик и т. д.
*/

NOP  // Такой комментарий в основном используется для пояснения назначения команды, или куска кода
SLEEP ; такой комментарий тоже как и предыдущий, можно использовать для пояснения (для заметок) в коде

команды записываются в каждой строчке. т.е. одна команда – одна строчка.
допустим есть команды с двумя “параметрами”, с одним, или без ничего


MOV R16, R17 ; два параметра
INC R16      ; один параметр
SEI          ; без параметров

С этим все ясно. дальше сложнее. Каждая команда, имеет размер 1, 2 или 3 байта.


MOV R16, R17 ; три байта
INC R16      ; два байта
SEI          ; один байт

Видите связь размера команды с параметрами?

У каждого микроконтроллера свой ассемблер, хотя мнимоника у них похожа, т.е. команда MOV у мк одной серии будет выглядеть в машинном коде допустим 0x12 а у другого 0x55.
что бы при компиляции, скомпилировалось в нужном нам коде мы должны сказать компилятору, для какого мк у нас пишется программа.
это вообще выбирается при создании проекта.
По этому мы выбрали микроконтроллер Atmega8.

Но и тут не все. для облегчения нашей жизни, в AVRStudio4 есть набор констант, которые именуются вроде как “Макроассемблер”.

Для тог, что бы их подгрузить нужно в начале кода вставить строчку


.include "m8def.inc"
// командой .include, мы подгрузили файл m8def.inc
;и теперь нам станет легче ;)

в самом начале кода, ставится таблица прерываний. Что это такое и как это работает, объясню в другой заметке. Но а пока, будем писать её так:


RJMP RESET		 ; Reset Handler
		RETI;	RJMP EXT_INT0	 ; IRQ0 Handler
		RETI;	RJMP EXT_INT1	 ; IRQ1 Handler
		RETI;	RJMP TIM2_COMP	 ; Timer2 Compare Handler
		RETI;	RJMP TIM2_OVF	 ; Timer2 Overflow Handler
		RETI;	RJMP TIM1_CAPT	 ; Timer1 Capture Handler
		RETI;	RJMP TIM1_COMPA	 ; Timer1 CompareA Handler
		RETI;	RJMP TIM1_COMPB	 ; Timer1 CompareB Handler
		RETI;	RJMP TIM1_OVF	 ; Timer1 Overflow Handler
		RETI;	RJMP TIM0_OVF	 ; Timer0 Overflow Handler
		RETI;	RJMP SPI_STC	 ; SPI Transfer Complete Handler
		RETI;	RJMP USART_RXC	 ; USART RX Complete Handler
		RETI;	RJMP USART_UDRE	 ; UDR Empty Handler
		RETI;	RJMP USART_TXC	 ; USART TX Complete Handler
		RETI;	RJMP ADC		 ; ADC Conversion Complete Handler
		RETI;	RJMP EE_RDY		 ; EEPROM Ready Handler
		RETI;	RJMP ANA_COMP	 ; Analog Comparator Handler
		RETI;	RJMP TWSI		 ; Two-wire Serial Interface Handler
		RETI;	RJMP SPM_RDY	 ; Store Program Memory Ready Handler

После этого идет уже сам код


RESTART: ; маркер инициализации
MAIN: NOP  ; маркер главного цикла
RJMP MAIN

Но тут есть одна (точнее не одна, а много) особенностей.

Для удобства написания кода, для его понятности и для облегчения относительных переходов, нам подарили маркеры, как они выглядят? “RESET:” и “MAIN:” это маркеры, в их именах могут содержаться почти любые символы латинского алфавита и цифры. Маркеры не могут иметь имена функций и команд, допустим “NOP”.
Как к ним переходит? Допустим командой RJMP.

Так же, из Маркеров, можно сделать подпрограмму(процедуру), по завершению которой, мы вернемся туда, от куда её вызывали. Для вызова её, используем команду “RCALL (подпрограмма)”, а что бы вернуться из Подпрограммы(процедуры), нужно закончить её командой “RET”. У нас должен получиться такой код:


RESTART: 
MAIN: NOP
RCALL PPP1 ; вызываем подпрограмму
RJMP MAIN

PPP1: NOP
RET  ; выходим из подпрограммы

Как работает команда “RCALL”, при её вызове, адрес из какого места её вызвали, помещается в СТЕК, а по вызове команды “RET”, извлекается из регистра “стек”. СТЕК нужно инициализировать.

Что бы нам работать с нашим мк, нужно его инициализировать. т.к. мк, это устройство универсальное, в нем есть много портов ввода/вывода, и периферийных устройств. таких как УСАПП, ШИМ, ЦАП, АЦП и т.д. Первым делом в инициализации мк нужно указать начало “стека”. Инициализацию мы проводим после маркера “RESET:”.


LDI R16,HIGH(RAMEND)
OUT SPH,R16
LDI R16,LOW(RAMEND)
OUT SPL,R16

Если бы мы не вводили команду .include “m8def.inc” в начале кода, то нам пришлось бы писать так:


LDI R16,0x04
OUT SPH,R16
LDI R16,0x5f
OUT SPL,R16

Разница существенная, на мой взгляд.

СТЕК, это память магазинного типа: (последний вошедший, выходит первым).
Магазинного типа – это не супермаркет, а рожок от автомата. надеюсь все представили как в него заряжаются патроны и как они потом от туда извлекаются.
Нужно уделять очень большое внимание памяти СТЕК, т.к. любая незначительная ошибка в работе с ним, может привести к срыву стека. Это на столько важная тема, что я решил посветить ей целую тему и напишу её в отдельной заметке.

Таким образом у нас получился такой код:


.include "m8def.inc"

		RJMP RESET		 ; Reset Handler
		RETI;	RJMP EXT_INT0	 ; IRQ0 Handler
		RETI;	RJMP EXT_INT1	 ; IRQ1 Handler
		RETI;	RJMP TIM2_COMP	 ; Timer2 Compare Handler
		RETI;	RJMP TIM2_OVF	 ; Timer2 Overflow Handler
		RETI;	RJMP TIM1_CAPT	 ; Timer1 Capture Handler
		RETI;	RJMP TIM1_COMPA	 ; Timer1 CompareA Handler
		RETI;	RJMP TIM1_COMPB	 ; Timer1 CompareB Handler
		RETI;	RJMP TIM1_OVF	 ; Timer1 Overflow Handler
		RETI;	RJMP TIM0_OVF	 ; Timer0 Overflow Handler
		RETI;	RJMP SPI_STC	 ; SPI Transfer Complete Handler
		RETI;	RJMP USART_RXC	 ; USART RX Complete Handler
		RETI;	RJMP USART_UDRE	 ; UDR Empty Handler
		RETI;	RJMP USART_TXC	 ; USART TX Complete Handler
		RETI;	RJMP ADC		 ; ADC Conversion Complete Handler
		RETI;	RJMP EE_RDY		 ; EEPROM Ready Handler
		RETI;	RJMP ANA_COMP	 ; Analog Comparator Handler
		RETI;	RJMP TWSI		 ; Two-wire Serial Interface Handler
		RETI;	RJMP SPM_RDY	 ; Store Program Memory Ready Handler

RESET:	LDI R16,HIGH(RAMEND)
		OUT SPH,R16
		LDI R16,LOW(RAMEND)
		OUT SPL,R16
		RGMP RESET

MAIN: NOP  ; маркер главного цикла
RJMP MAIN

На данном этапе, можно скомпилировать проект и запустить его для отладки, но по скольку код у нас ничего не делает, можно будет выявить только синтаксические ошибки в коде.

Для правильного процесса отладки, необходимо задать эмулятору частоту, с которой будет работать МК, это делается только после компиляции и запуска отладки,
значит находим в панели меню “Build”, раскрываем её и видим “Build and Run”, после чего, мы увидим желтую стрелочку на против первой команды в нашем листинге кода. Теперь мы ищем в панели меню “Debug” и нажимаем “AVR Simulator Options”, открывается такое окно:

В котором мы можем поменять МК и его частоту, так же, на панели с права, мы видим некоторую информацию о нашем МК: его максимальную частоту, объемы памяти(EEPROM, RAM, FLASH). Теперь открываем даташит на Atmega8, на странице 203 (общий список регистров) и 205 (общий список команд) и приступай к написанию своей программы.
И запомни, не бойся экспериментировать с симулятором, он от этого не сломается!

Запись опубликована в рубрике AVR Studio 4 с метками AVR, AVR Studio 4. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

atmel-studio · Темы GitHub · GitHub

Вот
146 публичных репозиториев
соответствует этой теме.

..

Темный сектор
/

АВР

Звезда
62

тамальдрег
/

evilmass_at90usbkey2

Спонсор

Звезда
29

hannahvsawiuk
/

3-фазный ШИМ

Звезда
21

Неомер
/

АВРК

Звезда
8

теарид
/

atmega32u4-usb-серийный

Спонсор

Звезда
7

цай
/

смысл2кан_код

Звезда
6

тамальдрег
/

lufa-sdcard-mass-storageклавиатура-fatfs-AT90USBKEY2

Спонсор

Звезда
6

Годжиммипи
/

LoRa-GPIO

Звезда
5

теарид
/

Arduino-USB-серийный

Спонсор

Звезда
4

bebenlebricolo
/

CMakeAS7

Звезда
4

пентр32
/

Термометр

Звезда
4

EWouters
/

пиджилиб

Звезда
4

разные биты
/

pi4-турбо-энкабулятор

Звезда
4

роханверма94
/

Открытый вертолет

Звезда
3

сык-яман
/

умный

Звезда
3

пентр32
/

Серводвигатель

Звезда
3

Дэйвпруитт
/

samd_tutorials

Звезда
3

МохамедГораба
/

Линейный повторитель с PID

Звезда
3

фарку
/

Саймон-Гейм

Звезда
3

пентр32
/

Закон Ома

Звезда
3

Улучшить эту страницу

Добавьте описание, изображение и ссылки на
atmel-studio
страницу темы, чтобы разработчикам было легче узнать о ней.

Курировать эту тему

Добавьте эту тему в свой репозиторий

Чтобы связать ваш репозиторий с
atmel-studio
тему, перейдите на целевую страницу репозитория и выберите «управление темами».

Узнать больше

Плата модуля контроллера USB 2.0 AVR ATmega32U4

№ заказа: крошка32u4-1.0
Наличие: на складе

Цена:  12,90 евро

вкл. без НДС доставка

Частота кристалла
8,0000 МГц16,0000 МГц

шт.

Есть вопросы по этому продукту?

Воспользуйтесь нашим Skype-чатом или введите свой вопрос и адрес электронной почты в поле ниже.

Crumb32U4 V1.0 с контроллером USB 2.0

Описание

Crumb32U4 V1.0 — это универсальный и очень компактный/маленький (всего 41 x 18 мм!) модуль микроконтроллера с микроконтроллером ATmega32U4 со встроенным высокоскоростным/низкоскоростным портом USB 2. 0. модуль устройства. Все сигналы микроконтроллера доступны на контактных разъемах. Выбираемый кристалл XTAL включен.

Предварительно загруженная прошивка:

Модуль будет поставляться с образцом приложения для клавиатуры USB HID. Откройте текстовый редактор, подключите модуль к USB (он будет распознан как USB-клавиатура и не требует дополнительных USB-драйверов) и посмотрите текстовое сообщение, пришедшее от модуля в текстовом редакторе! Пример основан на последней версии LUFA Leight Weight USB Framework для AVR и доступен для загрузки здесь .

Комплект поставки: 9 шт.0080

Модуль поставляется без предварительно собранных штыревых разъемов, так как у всех разные предпочтения или требования. Комплект соединителя с подходящим набором штыревых разъемов и розеток можно заказать дополнительно. Кристалл предварительно собран, подробности см. в информационном листе.

Дополнительную информацию можно найти в информационном листке.

Технические данные

  • ATmega32U4 (32k Flash, 2.5k SRAM, 1k EEPROM)
  • Интерфейсы: 1xUSART, SPI, I2C/TWI, 26x IO Pins
  • Периферийные устройства: 1x 8-битный / 2x 16-битный / 1x 10-битный (64 МГц, высокоскоростной) таймер с ШИМ/захватом/сравнением, 12 каналов. 10-битный АЦП, аналоговый компаратор, сторожевой таймер, понижение напряжения, спящий режим/режим отключения питания
  • 6-контактный интерфейс ISP со стандартной распиновкой
  • выбираемая частота кристалла XTAL
  • Разъемы: 2x 16-контактных со всеми сигналами процессора, 1x 6-контактный ISP, mini USB-B (5 контактов)
  • 2,54 мм (1/10 дюйма) сетка контактов
  • Размер: 40,64 мм x 17,78 мм

Загрузки

  • Infosheet
  • Schematic Diagram
  • ATmega16U4/32U4 Datasheet
  • Пример исходного кода на основе LUFA
  • Atmel Studio 7 (включая Toolchain + Software Framework)
  • CodeVisionAVR C Compiler
  • 90 004 Рекомендуем также:

    Power-S-501 V1.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *